Знак и символ
Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. Учебное пособие. - Москва: Московский психолого- социальный институт; Воронеж:: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
В своём исследовании госпожа Кулагина опирается на мнения самых различных философов 20 века, своё же суждение о символе и его значении сводит к проторенным образам постфрейдисткого учения об архетипах. Стоило ли затевать такую игру (имеется в виду, что теоретическое учение его стало теми корнями, из которых росло современное гуманитарное знание)? Все дороги ведут в Рим?
Консенсус приводимых мнений Кулагина видит в символах как структурных образованиях сознания. От многозначности знака в символе я шагну к своим выводам в ряде моих работ о том, что знание образуется обозначением в сознании образов, поставляемых душой с её 6 чувствами. О символе я ещё не писал, хотя всю жизнь им и занимался, но отвечу в пику автору, что многозначность символа как знака соответствует тому, что символы постепенно «отстаиваются» в процессе ассоциирования знаний. Ничем, впрочем, не отличающимся от процесса мышления.
Религиозные символы соответствуют духовно-нравственному постоянству мышления и ассоциирования. Сознание воспитывает себя символическим мышлением, составляя «объём» сознавания и деятельности, отстаиваясь убеждениями.
Вот такая картина, к которой Юнг никакого отношения не имеет. Символы формируют и язык, и творчество. И хорош тот Поэт, у которого с символическим мышлением всё в порядке.
Благодарю за внимание!
Сносов. 21 сентября 2025 года.
Свидетельство о публикации №125092200363