Краков
I. У врат древних
*Размер: ямб, рифма: ABAB*
Si Deus nobiscum — горит на камне zlatym,
Где время стёрло лица, но не стёрло слов,
«Коль с нами Бог — кто против?» — шепчет ветер святый
Над городом, что пережил семь королевских снов.
Висла несёт отражения медных куполов,
Башни взмывают в небо, как молитвы немые,
Вавель-холм дышит памятью царственных веков —
Здесь каждый камень помнит корни золотые.
Портал встречает путника колоннадой строгой,
Где резчики столетий высекали письмена,
И арки, словно руки, распахнуты к дороге,
Что ведёт в сердце Польши — туда, где глубина.
II. Смок Вавельский
*Размер: хорей, рифма: AABA*
В пещере под замком дракон когда-то спал,
Смок Вавельский — гроза окрестных деревень,
Семь девушек он съел, семь рыцарей сожрал,
Пока сапожник хитрый не явился в тень.
Не меч его сразил, не копьё боевое —
Овечья шкура, серой нашитая густо,
И лопнуло чудовище от жадности своей,
От собственного пламени сгорело нутро.
Теперь туристы ищут сувенирного зверя
На футболках и кружках, в янтарных амулетах,
Но я стоял у входа в легендарную пещеру —
Дракон живёт в камнях, в дыханье, в полусветах.
III. Хейнал
*Размер: амфибрахий, рифма: сложная*
Когда полдень бьёт над Мариацкой башней,
Трубач поднимается к окну высокому,
И мелодия льётся — древняя, домашняя,
Но резко обрывается на звуке одиноком.
Пять веков эта память живёт в медном звуке,
Пять веков город помнит монгольскую стрелу,
Что горло пронзила стражу на изгибе руки,
Но город предупредить успела — не в золу.
Хейнал звучит четырежды — на все стороны света,
И каждый раз замирает, как сердце того стража,
Что жизнь отдал за Краков, не дожив до рассвета,
Став музыкой, что длится, став городской стражей.
IV. Сукенницы
*Размер: дактиль*
В самом сердце Главного рынка встали Сукенницы,
Ренессансные галереи, где торговцы столетий
Разворачивали бархат и шёлк заморский,
Где звенели талеры, дукаты и злотые.
Сегодня здесь иное: резьба из дерева липы,
Куклы в краковских стройках, янтарь балтийский,
Серебряные кольца и медные скрипы,
И кружево, плетённое пальцами женскими.
Но дух остался прежний — торговля и встреча,
Площадь — сердце Европы, где бился пульс веков,
Здесь немецкие купцы пожимали руки чешских,
Венгерские возы тянулись до Москвы далёкой.
Под сводами старинными бродят тени предков,
Которые умели превращать монеты в хлеб,
А хлеб — в искусство, книги, соборы и дворцы,
И город вырастал, как дерево из недр.
V. Вавель — корона Польши
*Размер: анапест*
На холме над Вислой, где готика с ренессансом
Сплелись в объятии камня, стоит королевский дом,
Где Сигизмунд-колокол звоном своим басом
Встречает рассвет и провожает в сон.
В соборе спят поэты — Мицкевич и Словацкий,
Здесь королевские саркофаги хранят прах,
Казимир Великий и Ягайло, Батории — все здесь,
В усыпальнице нации, в каменных снах.
Алтарь Вита Ствоша — шедевр из липового дерева,
Где каждая складка платья живёт и дышит,
Где лица апостолов смотрят с библейским гневом
И Богоматерь Краковская души утешит.
Коронационный меч, державные регалии,
Копьё святого Маврикия — реликвии власти,
Но главное богатство — это сами стены,
Которые помнят, как рождались государства.
И купола играют в солнечном свете
Зелёным и золотым, как корона живая,
А Висла внизу отражает столетья,
В которых Польша билась, любила, страдая.
VI. Памятник Кревской унии
*Размер: александрийский стих*
Сосновский высек в мраморе встречу двух сердец —
Ягайло Литовский и польская Ядвига,
Тысяча триста восемьдесят пятый — венец
Союза, что Европу от Балтики до Причерноморья двинул.
Он — последний язычник среди коронованных,
Она — святая дева, что трон отдала за веру,
Крещение в Кракове, брак под сводами освящённый —
И родилась держава от моря до моря.
Кревская уния — не просто брачный договор,
А мост меж мирами: между Русью и Римом,
Между православием и католическим собором,
Между лесами севера и степью.
Смотрю на их лица — в камне застыло время,
Когда решалась судьба половины континента,
Когда любовь двух сердец стала семенем
Речи Посполитой — от Кракова до Вильно.
Рука в руке — символ единства навеки,
Венцы на головах — символ общей власти,
И крест меж ними — символ новой эры человека,
Где разные народы в одном государстве.
VII. Отъезд
*Размер: свободный стих*
Краков остаётся
в складках памяти,
в шуме колёс поезда,
в отражении Вислы на сетчатке.
Si Deus nobiscum
quis contra nos —
эти слова я увожу с собой
как оберег,
как благословение,
как вопрос
к собственной жизни.
Что значит —
с нами Бог?
Значит ли это —
что мы правы
во всём?
Или это означает —
что нам дана сила
быть достойными
Его доверия?
Краков научил меня
читать камни
как страницы
великой книги,
где каждый век —
отдельная глава,
каждый собор —
отдельная молитва,
каждая легенда —
урок мудрости.
Прощай, город королей
и святых,
драконов и трубачей,
торговцев и поэтов.
Я увожу тебя
в сердце своём,
как реликвию,
как тайну,
как часть себя,
которую я обрёл
в твоих древних
переулках.
Свидетельство о публикации №125092108086
