Солдат
Student: Zhan Skliar.
Задача:
Написать стих и описать состояние военного после войны.
Герой.
В окопах читал её письма о любви,
Она говорила, что меня любила.
Розу красят острые шипы —
«Извини! Так вышло, разлюбила».
Разбор:
[Психология: прямой опыт предательства близкого человека. Сильный триггер для эмоциональной травмы. Герой испытывает когнитивный диссонанс: «Она любила, но предала».
Эффект: возникает сочетание горя, злости и бессилия — классический симптом острой реактивной депрессии.
Литературная отсылка: мотив разбитого сердца у Есенина, разрушенная романтика после потери любви]
Нас бомбят, засыпает землёй,
На мёртвых полях цветут цветы.
Кидают в штурм, идёт шторм,
Беглый трус — роту держит трос.
Сноска:
[Психология: образ окопа — метафора травматического опыта. Здесь проявляется ПТСР: вспышки насилия, ощущение смертельной опасности, гипервозбуждение.
Символика: «цветут цветы на мёртвых полях» — сублимация смерти, попытка найти красоту там, где есть смерть.]
Стол переставит, стул поставит —
Дверная петля, на шее петля.
Жена — змея, мать сыра земля,
Любовь — слепа, чужая война.
Имею громкие достойные дела…
Может, стоит уйти тихо навсегда?
Психиатрическая оценка: явное суицидальное мышление. Герой ощущает безысходность, предательство женщины усиливает чувство бессмысленности жизни.
Психология: метафора «жена — змея, мать — земля» показывает проекцию травмы на близких и социальные объекты.
Потерял обломки сердца,
Собирают обломки самолёта.
Родина зовёт — молодняк на фронт,
Много за трон воюет седых корон.
Кто такой товарищ? Ответь мне, брат,
Кто не направляет в спину автомат?
Разрушение идентичности:
[Психология: смешение личной и коллективной травмы. Герой теряет чувство собственной ценности, идентичность размыта войной и личной трагедией.
Тревожность: постоянный вопрос о «товарище» и предательстве — классическая паранойя, но ситуативная, не психотическая.]
Родина — это ребёнок и жена?
Эта тварь изменила мне вчера.
Командир ломает голову об мысли,
Мы ломаем копья, отдавая жизни.
Картина «Храбрец» — искусство,
Пока она изменяла — искусно.
У нас разные взгляды на жизнь.
Я говорил другу: «Терпи, держись».
Лобстер, вино — это выглядит вкусно,
Меню под Oggno — это же бессвкусно.
Oggno — вымышленный город SVIATOGRAD,
который находился в осаде 9 месяцев.
Когда хищники заблокировали и обрезали
логистику продовольствия, рыцарей кормили коты,
принося серых мышей.
5. Предательство как «смертельнее войны»
[«Родина — это ребёнок и жена? Эта тварь изменила мне вчера. Пока она изменяла — искусно.»
Психология: эмоциональная боль от личного предательства выше страха перед физической опасностью.
Эффект: формируется когнитивное убеждение: «Если предает близкий, мир бессмыслен».]
В ножевом бою не сдамся без боя,
Приму смерть, но только если стоя.
Перед врагом — западло всё это,
Перед невестой — на одно колено.
Делили кров, имели коров с любовью,
Я изрезан изменой и истекаю кровью.
Брат, скажи:
Кто мой враг?
Перед врагом — на коленях стыдно стоять,
Перед невестой — можно на колено склониться и ждать.
Пока враг рубит мечом, она добивает изменой.
И то и другое убивает солдата — только постепенно.
На колено перед неверной в будущем женой,
Перед собой — последний бой с самой собой.
6. Смерть и боевой опыт
Психиатрия: гиперкомпенсация. Герой символически пытается восстановить контроль, сохранив «честь».
[Психология: физическое насилие и предательство женщины конвертированы в внутреннюю моральную битву.]
На параде все мне честь с уважением отдавали,
Чужие матери за сынов своих спасибо говорили,
Пока мою жену другие в губы, щёки целовали.
Пять медалей, тысячи в рай мы провожали.
Пригласили в школу как наглядное пособие:
«Дети! Наш герой — как superman, подобие».
Сколько стоит улыбка этих всех детей?
Стоит ли это столько битв, жертв, ран, смертей?
Видел в окопе, что не забыть в мягкой пастели,
Просыпаюсь один, пока жена с другим в постели.
Дрожь по телу — это довольно мрачный городок,
Бросает в холодный пот, нас бросали на передок.
Был верен Родине, но был предан и унижен.
Утешаю: «Не бери в голову, просто будь выше».
Родина дала квартиру, а ещё коньяк-плетёнку.
Но кто подарит мне семью, здорового ребёнка?
Потерял друзей, аппетит, тревожный сон,
Тот вагон — не забуду автомата тот затвор.
7. Парад и публичная оценка
«На параде все мне честь с уважением отдавали… Пока мою жену другие в губы, щёки целовали.»
Психология: социальное признание не компенсирует личной травмы.
Эффект: эмоциональная изоляция. Герой находится в состоянии отчуждения: внешне герой, внутренне — преданный и потерянный.
Я один, но не одинок — у меня военный друг.
Говорю сам с собой, о нём все знают вокруг.
Психолог скажет: «У вас уже разбитое сознание».
Соседи крутят у виска с обычным пониманием.
Утро, день и вечер? — у меня часов слияние.
Люблю я ночь, ночное звёзд и неба я создание.
8. Суицидальные и экзистенциальные размышления
[«Я один! Но за что мне такое от жизни наказание?»
«Я один! Коплю в себе, как сейф свои переживания.»
Психиатрия: сильные признаки посттравматической депрессии, безнадёжности и самоуничижения.
Психология: интернализация боли — герой переживает утрату любви, семьи, идентичности.]
Вспоминаю нежный поцелуй, пустые обещания.
Я один! Но за что мне такое от жизни наказание?
Квартира — наседают на плечи грустные мысли.
Побеждал, пока жена была символом жизни.
Вёл войну в окопе, сейчас — но за своё существование.
Я один! Коплю в себе, как сейф, свои переживания.
У писателя к моим чувствам — ну какое сострадание?
Тишина небес! Молчишь! Я готовлюсь к увяданию.
Слышу: писатель — это наш любящий творец.
Тогда почему мне уготован терновый венец?
Сражался и проиграл семью, жену и верность.
В кошмарах просыпаюсь, не познав я нежность.
Стоял на коленях перед матерью и иконой,
Стоял на колене перед невестой — белой вороной.
Склонился перед седой головой с короной,
Но не лежал у ног врагов — боролся достойно.
9. Религиозная символика
«Стоял на коленях перед матерью и иконой… Терновый венец»
Психология: попытка найти утешение и смысл через духовность.
Литературная отсылка: архетип мученичества — Христос, символы жертвенности, смирения и испытаний.
Перед чем склонился, тем и был потом я предан.
Я метаюсь в ответах, я был всеми оставлен.
Вижу, как соседский малец шагает, уже подрос,
Но я снова задаю себе тот же всё вопрос:
Сколько стоит улыбка этих всех детей?
Стоит ли это столько битв, жертв, ран, смертей?
Расцветают деревья, открываются калитки,
На лицах детских расцветают добрые улыбки.
Победа как медаль — две стороны и два понимания.
За улыбки, мир платим мы жизнью и страданием.
Буду трезвым, уже не в алкогольном состоянии.
В школах мой портрет — эта цена моих страданий.
10. Посттравматическое состояние и отчуждение
«Вижу, как соседский малец шагает… Стоит ли это столько битв, жертв, ран, смертей?»
Психиатрия: хроническая травма войны + потеря семьи ; синдром выгорания, эмоциональная нумбированность.
Психология: внутренние конфликты между «долгом героя» и «личной болью»; поиск смысла в бессмысленном.
Не услышу фразы никогда: «Папа! Мой отец!»
Учитель: «На портрете кто висит, кому честь?»
Дети отвечают: «Наш любимый герой и храбрец».
Я был на этом уроке, но мыслями не здесь.
Потерял семью, в сражении обрёл себе я имя.
Я плевок из первых уст в клубах густого дыма.
Я стоял перед одной на своём колене — в переживаниях.
Не кланялся врагу, сейчас — герой для подражания.
11. Социальная и психологическая изоляция
«Я стоял перед одной на своём колене — в переживаниях. Не кланялся врагу, сейчас — герой для подражания.»
Психология: классический феномен «социальная маска» — герой внешне выполняет социальную роль, но внутри страдает.
Психиатрия: ПТСР и хроническая депрессия, интегрированные в функциональный, но эмоционально разорванный нарратив.
Отсылки:
Сергей Есенин — цикл стихов после развода с Айседорой Дункан: мотив разрушенной любви и алкогольно-смертельной тоски.
2. Война и предательство Родины/любимой
Константин Симонов, «Жди меня» — обратный пример: женщина ждёт. У тебя же — «анти-Жди меня», где жена не ждала.
Эрих Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен» — солдаты возвращаются домой и чувствуют отчуждение, предательство общества.
Эрнст Юнгер, «В стальных грозах» — фиксация войны как тотального опыта, где личное обнуляется.
3. Предательство как сильнее смерти
Данте, «Божественная комедия» — в самом низу ада не убийцы, а предатели (Иуда, Брут, Кассий).
Уильям Шекспир, «Отелло» — ревность и измена любимой женщины ломают героя сильнее, чем война.
Анна Ахматова, «Реквием» — предательство государства и утрата личного, параллель боли войны и боли дома.
---
4. Солдатская вина и суицидальные мысли
Эрнест Хемингуэй, «По ком звонит колокол» — солдат осознаёт тщетность и идёт на смерть сознательно.
Ремарк, «Возвращение» — солдаты после фронта ломаются, многие кончают с собой.
Александр Блок, «На поле Куликовом» — архетип войны, где земля-мать утешает и поглощает.
---
5. Слияние образов «жена = Родина»
Это очень русский приём.
У Есенина Родина — как женщина, предающая и манящая одновременно.
У Цветаевой — Родина-женщина, страстная и жестокая.
У тебя — жена изменила, и Родина ощущается предательницей.
---
6. Символика религиозная
«Стоял на коленях перед матерью и иконой» — прямая отсылка к православной традиции (икона = утешение).
«Терновый венец» — образ Христа, жертвенности и мученичества.
Это связывает личную боль с библейским масштабом.
---
; Примеры похожих историй
1. Поль Верлен, «Романсы без слов» — пишет о разрушенной любви и войне внутри себя.
2. Виктор Астафьев, «Прокляты и убиты» — о том, как война ломает солдат, лишая их смысла и человеческого будущего.
3. Светлана Алексиевич, «У войны не женское лицо» — множество женских историй, где мужчины гибли и страдали, а дома их ждали не те, кого они любили.
4. Ремарк, «Три товарища» — травмированные войной мужчины ищут любовь, но любовь рушится и ведёт к трагедии.
5. Шолохов, «Судьба человека» — близко к твоей линии: герой потерял семью и смысл, но держится.
Вывод психиатра/психолога
1. ПТСР — повторяющиеся воспоминания войны, эмоциональные и сенсорные флешбеки, гипервозбуждение.
2. Депрессия и апатия — потеря близких, предательство женщины, утрата социальной связи и смысла.
3. Суицидальные мысли — неоднократные отсылки к петле и «тихому уходу».
4. Эмоциональная изоляция — герой социально интегрирован (парад, школы), но внутренне отчуждён.
5. Слияние образов — жена, Родина, мать и религиозные символы создают единый источник предательства и боли.
6. Когнитивные конфликты — долг, честь, мораль против личной травмы и разочарования.
Заключение психиатра:
В психиатрическом разборе это очень цельный и достоверный образ ветерана после войны, пережившего и физические, и эмоциональные травмы, и потерю личной идентичности.
Каков вывод?
Человек который не стал отцом, стал примером для целого поколения примером.
Свидетельство о публикации №125092102940