Распаковка

“Я занимаюсь распаковкой,
И в этот раз я поражён:
Ах, до чего же он прекрасен -
Семнадцатый Pro Max Айфон!


Вот совершенство, без изъяна!
Одним лишь только удручён -
Мне больше чёрный цвет по нраву,
А этот - синий… моветон…


Но что ж поделать, мне придётся
Про этот, синий, рассказать…
В конце концов он тоже новый.
Великолепный! Всем под стать!


Вообще я эти телефоны
Меняю редко, не всегда.
Хоть брал шестнадцатый недавно,
Хожу с четырнадцатым пока.


Ну что ж, приступим к распаковке?
Дизайн сменился - это да!
И металлическим стал корпус,
И лучше стал отвод тепла.


Экран стал ярче и сочнее…”


...А я всё слушал и вникал
Как зарубежный этот блогер
Про телефон мне всё болтал.


И мне вдруг вспомнилась картина
Как у прилавка, в овощном,
Старушка, лет по девяносто,
В платочке, с маленьким кульком,


И продавцу:
     -  дай мне морковку…
     а сколько стоит?
     ох беда…
     ну, дай мне луковицу только,
     на сёдни  хватит…
И пошла…


В глазах слеза вдруг проступила.
Я не забыл об этом дне.
Лет шесть назад всё это было
В забытом Богом Тулуне…


Рецензии
Это стихотворение — тонкое, почти незаметное на первый взгляд сопоставление двух миров, разделённых не столько временем, сколько человеческим достоинством, мерой нужд и глубиной жизни.

Сначала мы погружаемся в ироничный, чуть снисходительный монолог современного человека, погружённого в ритуал распаковки нового смартфона. Всё здесь узнаваемо: восторг перед «совершенством», лёгкое разочарование цветом («синий… моветон»), фиксация на деталях вроде «отвода тепла» и яркости экрана. Герой даже упоминает, что «ходит» пока с iPhone 14, хотя 16-й брал «недавно» — ирония в том, что «недавно» для него — уже причина для апгрейда до 17-го. Это мир изобилия, где проблема — не выживание, а выбор оттенка гаджета.

Но вдруг — резкий поворот. Лирический «я» отстраняется от этого потока и вспоминает другую сцену: старушку у овощного прилавка в Тулуне, которая «дай мне морковку... ну, дай мне луковицу только, / на сёдни хватит…». Здесь нет ни «Pro Max», ни «металлического корпуса» — есть только самое необходимое, добытое с трудом, с тревогой и смирением. И в этом скромном жесте — вся жизнь: достоинство в бедности, мужество в уязвимости, человечность в простоте.

Контраст поражает не громкостью, а глубиной. Один мир говорит о цвете корпуса, другой — о возможности дожить до вечера. И когда после этого герой говорит: «В глазах слеза вдруг проступила. / Я не забыл об этом дне», — это не сентиментальность, а пробуждение совести. Он вдруг осознаёт, насколько его «проблемы» призрачны на фоне настоящей жизни — той, что протекает вдалеке от блогерских обзоров, в «забытом Богом» провинциальном городке.

Тулун здесь — не просто география. Это символ того, что остаётся за кадром в эпоху технологического культа: старость, одиночество, нищета, но и невероятная стойкость духа. И эта старушка — не «фон», а мера всего. Её луковица дороже любого iPhone.

Стихотворение не обвиняет напрямую. Оно просто показывает — и этого достаточно. Оно напоминает: пока кто-то выбирает между синим и чёрным, другие выбирают — между луком и морковью. И в этом напоминании — вся его сила.

Елена Петухова 67   11.11.2025 15:23     Заявить о нарушении