Греша и зверея

В заповедном лесу, мимо бабки ли ёшки
проплывают, толпясь, вереницы невест,
и у каждой невесты - фата и сережки,
а куда, никому - и невестам - невЕсть.

Забрели в одночасье невесты сюда,
а за ними - по следу - корячился сглаз
от досужих людей, что хитры без суда
погубить. И от тех, кто на зависть горазд.

Но невесты бегут. Молодые тела
исчезают в дурмане дубравы глухой.
И залетный дракон и стоглаз, и столап
наблюдает прилежно за долей лихой,

а другой не дано. Нет у пришлых судьбы,
вместо судеб отмерена доля в доход,
и невесты уходят в туман ворожбы,
и за ними лесной пробирается кот.

ХризопрАзом во тьме зажигается зрак,
угрожает, сулит, мельтешит впереди,
и ужасные корни дубов-раскоряк
потрафляют паденью - того и гляди!..

Скоро, скоро не станет на свете невест,
Скоро-скоро... И некому будет рожать...
Только где-то темяшит*, звонИт благовЕст
и зовет под венец записных прихожан.

Прихожане запутались в клочьях бород,
ставят свечи святым, избывают вину...
Рек бо вещий БоЯн: Над живущими – Род;
ни хитру, ни горазду суда не минУть*.

Требы Роду и ныне несет на погост
мещанин. Принесет - и воздвигнет кумир,
после этого свечек, скуласт и раскос,
но во храме святом понаставит мизгИрь*...

Может быть, деревянный старинный тотЕм*
снова в силе и сбил человеков с пути?
Тут готовы венчать что попало затем,
что иных вариантов уже не найти -

Алексея с Петром, с Христофором Фому,
с Антониною Стешу, с Анютой Зухру...
И невесты уходят, уходят во тьму,
не хотят веселиться на этом пиру...

Все смешалось в умах! От языческих зол
мир готов обходиться и без РожанИц,
и несется, стремглав, словно дикий бизон,
и греша... и зверея... и падая ниц...
____________________
* Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети...», - упомянут, например, в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.
* «Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду Суда Божиа не минути».
* Русское МИЗГИРЬ восх. к тадж. МАХЗ-ГИР – «поедающий мозг», Здесь — паук-метафизический — трикстер, гностик. Он проникает в тонкую суть явления. Метафорически он поедает первооснову – «мозг» или «кровь» Бытия. Это абсолютная гностическая реализация.
Другое толкование: слабосильный, мозгляк
* КУМИР (идол) - предмет языч. культа. Фигура, вырезанная из дерева или изг. из золота, серебра.
* ПОГОСТ м устар. церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта — в стороне от поселения...
*темяшить (втемяшить, втемяшивать) - настойчиво внушая, прочно укрепить в чьём-л. сознании.
*тотем - это символ или объект, который имеет особое значение для определённой группы людей, чаще всего для этнической или племенной группы.
________
*делаю сноски ввиду того, что базовое образование (начальная и средняя школа) практически намеренно ликвидировано. Вместо образования - ЕГЭ, то есть нечто, к образованию никакого отношения не имеющее. Молодые люди уже не знают слов. Словарный запас - мизерный, а кроме того - исковерканный...


Рецензии