По конкурсу - Путевые заметки лета 2025

http://stihi.ru/2025/05/31/2080 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/09/18/5438 - Итоги конкурса

На этот конкурс требовались новые стихи (т.е., написанные участником не ранее мая 2025г!) в формате путевых заметок о его летних путешествиях. Здесь годились и рассказы о летних путешествиях, и городская лирика – впечатления о прогулках по своему родному городу или поселку. Более того, содержанием летних заметок мог  стать не только рассказ об увиденном, но и авторские размышления о жизни, времени и себе, которые посетили поэта в это лето. Возможны были самые разные варианты сюжета, главное в стихах - наличие хорошего авторского вкуса. Но что особенно важно - язык всех стихов должен быть литературным. Требовалась правильная и выразительная русская речь. 

За все лето я приняла совсем немного заявок – всего 38. То ли данная тема не заинтересовала, то ли вдохновение не всех авторов посетило. Но это не страшно. Немного огорчило другое: в подавляющем большинстве написанные в это лето стихи показались мне сырыми – как легли они на лист, так и были опубликованы автором. По себе знаю, что сразу по написанию весь новодел мне ужасно нравится, но чуть позже отношение к нему меняется: сколько раз перечтешь свое поспешно опубликованное стихотворение, столько раз разглядишь в тексте какой-нибудь недочет и начинаешь править то одно место, то другое. Может это только у меня так?

Порадовало то, что к нам присоединилось много незнакомых мне прежде авторов, а это всегда интересно. Потому что мы не просто в конкурсе участвуем, а еще (и это главное!) знакомимся, учимся друг у друга, радуемся творческим находкам и негодуем типовым ошибкам техники, от которых постоянные участники конкурсов ТМА уже избавились. Оказывается, еще не до конца, потому что довольно сырой язык стихов я с удивлением обнаружила даже у наших мастеров, чьи стихи я давно уже люблю и узнаю по стилю. Оказывается, конкурс НОВЫХ стихов – это тема повышенной трудности. Значит стоит время от времени предлагать на конкурс подобные творческие задания. Новые для меня авторы тоже не порадовали чистотой поэтической речи, хотя им это пока еще можно: у них все еще впереди, и я верю, что все их следующие конкурсные работы  станут поэтическими зарисовками, написанными  литературным слогом, а не торопливыми рифмовками информации, опубликованными  без последующих авторских правок…

Для того, чтобы всем было понятно, какие места в конкурсных стихах в нашей Мастерской обычно становятся препятствием для их отбора судьями (должны становиться – ибо наши судьи часто излишне снисходительны!), приведу вам отдельные фрагменты с неудачными оборотами речи наших участников. Даю их без имен авторов. К сожалению, это не полный список замеченных мною языковых недочетов, а только беглый, выборочный. Но и он будет полезен: иногда одно только внимание к чужим неудачным построениям фраз или к случайному подбору слов ради рифмы может нас многому научить. Кстати, я училась писать стихи исключительно на вдумчивом чтении и анализе чужих стихов!

Сомнительные места, как обычно, выделяю капслогом.


   Из № 2 «Мой блок»

…А в мостовой нет кирпича,
Влетел в дыру и с горяча
Продекламировал на мате
Все впечатления в квадрате.

…. Подписывайтесь, ставьте лайк
Есть у меня ещё лайфхак.
На выходных лечу в Дубай
Я по маршруту птичьих стай.

И т.п. …

Возможно, написано весело, шутливо… Но такой стиль речи, такой язык больше подходит для домашнего использования, для круга своих друзей, но цель-то нашего конкурса – написать поэтическое произведение!

   Из №8.  «Айские притесы»

… Суровые лица отвесной стены,
Хрустальными бликами путников слЕпят.                Прав. -  слепЯТ
Прямые морщины СКАЛЫ КРУТИЗНЫ,
Приводят любого в почтительный трепет.

… МЕЛОДИЯ ШУМА ночного КОСТРА,
В ГЛАЗАХ ОТРАЖАЕТСЯ танцем безумным.
Уносит с собою на небо искрА,                прав. - Искра
Всё то, что так кажется сложным и трудным
 
Помимо ошибок фонетического ударения слов, в последнем отрывке есть еще и часто встречающаяся у многих ошибка смешения разных категорий: шум не может отражаться в глазах, а слово «мелодия» не дружит с «шумом», который, если он мелодичен, то уже не шум.

   Из № 28. «По тропе из лета в осень»

…Лось ныряльщик ОЧЕНЬ КЛАССНЫЙ,
Жить в воде всегда готов.

Автор здесь просто поленился поискать поэтический образ на замену разговорного и банального «очень классный». Написание стихотворения  и рифмовка информации – это РАЗНОЕ!!!

Из №20. «Плохой я путешественник, однако!»

А в старости ГРЕХОВ найдётся масса,
За ЧТО КОТОРЫЙ и не разобрать. 
Плачу за них, когда позволит "касса",
И БОЛЬШЕ ВСЕХ мечтаю погулять.       
          
Очень плохой русский, сплошные неточности в употреблении слов по значению: не «за что - который», а «за что - какой», а главное - не «за что грехи», а «за что наказания». Тут же: не «больше всех», а «больше всего».

… А предо мной, ПРОСПЕКТ ШИРОК СО СКВЕРОМ.
ВСЕ В ПЛИТКЕ, чисто, ново – благодать.
НАЗАД ПОЛВЕКА – все тут было серым,
Грязь по колено и дороги не видать.               

Инверсии порядка слов и подмена естественных форм слов не для передачи точного оттенка смысла, а в угоду одной только укладки их в ритм – частая ошибка торопливого рифмования. При этом ритм у стихов все равно нарушен: в 4-ой строке катрена лишняя стопа и неверная расстановка Иктов – грубая техническая ошибка.

… Не мудрено! Дома РОСЛИ ГРИБАМИ.
Лес отступал, оставив меж домов,
Черемухи куртины СО цветами
И мачты корабельные  стволов.

И здесь язык не литературный, и, тем более – не язык поэзии, а всего лишь  рифмовка бытовой разговорной речи.

Таких мелких и крупных недостатков в текстах участников оказалось много, но пока хватит и этих примеров. Давайте теперь почитаем стихи, которые номинировали наши судьи, то есть, кем-то из них отобранные в их личный шорт лист при голосовании, что, кстати, совсем не означает, что все попадающие в шорт листы произведения удачны во всех отношениях. Просто судьями были увидены в них удачные находки, которые они предлагали мне отметить в статье.

Все, что мне не понравилось в подборе слов или в построении фраз текста стихотворения, я выделила капслогом.

1. КРУИЗ ПО ВОЛГЕ. МАКС МОРЕЦКИЙ

Отлюбили, отстрадали соловьи,
В летний зной упрятав робко дрожь ночную.
Вот и я, ИЗ ДОМА ПРОЧЬ, НАПРОПАЛУЮ
ПРАВЛЮ СТОПЫ УТОМЛЁННЫЕ СВОИ.

У причала сонно замер теплоход,
Гладь реки едва синеет к небу рябо.
Помашу с широкой палубы я шляпой
И волна прощально борт в ответ качнёт.

Длинно-длинно расстаётся Волгоград,
Огоньками следом БЛЫМАЕТ Саратов,
И каюта, словно в бочке запечатав,
Ни за что теперь не выпустит назад.

Зазывают разнорыбием Хвалынск,
Хлебосольные Самара и Тольятти –
До копейки деньги можно вмиг истратить,
Не познав и НА ПОЛ ТРЕТИ весь изыск.

За Ульяновском, на горке, – Тетюши,
Удалой форпост самой седой Казани.
И, пожалуй, что красивей глухомани
Не найти в российской сказочной глуши.

Удивит небесной высью Татарстан,
Повстречают у фонтанов Чебоксары,
Опьянят легко базары и бульвары –
Жаль, нельзя сорвать на палубе стоп-кран!

Завершат речной круиз «Нью-Васюки»
Тишиной музейных стен Козьмодемьянска –
Говорят, что приключилась неувязка
Для Остапа тут у шахматной доски.

Развернётся тихо лайнер и опять
ЗАМЕЛЬКАЮТ в дымке пристани ОБРАТНО.
Широка страна моя и необъятна –
Никогда её до края не познать.

 Стихи, насыщенные  информацией – рассказом об увиденном, и яркими эмоциями автора, и язык здесь живой, с богатым набором слов, но стиль отдельных фрагментов показался мне весьма неряшливым – я не  отобрала их в свой шорт лист. Вот,  например, «Вот и я, из дома прочь, напропалую правлю стопы утомлённые свои» - слово «напропалую» здесь не к месту по оттенку его значения и использования, а «правлю стопы» мне вообще не понравилось, особенно вкупе с разговорным «блымает» (…огоньками следом блымает Саратов»: не удачно ни по стилю, ни по смыслу.  Удивило и надуманное сравнение количества изыска «на пол трети»: «…Не познав и на пол трети весь изыск». И, наконец, не порадовала конструкция «замелькают обратно»: «.. Развернётся тихо лайнер и опять замелькают в дымке пристани обратно».


3. ВАЗ-2107. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ 
 
Жигуль с механикой,
Как брак без кОрысти,
Такой мне нравится
Автомобиль!
В село из города
Приеду вскорости,
На пешей скорости -
Нам не в утиль!

Железу тридцать лет,
И это здорово,
Машина - умница,
Я - не дурак:
Женился с умыслом
На милой с норовом:
Для счастья скорого -
Законный брак!

Шоссе бахвалится
Бензоколонками,
С двумя шеренгами
Щитов-реклам,
Над автопробками
И автогонками,
Судеб с обломками,
Разбитых в хлам.

А я тихонечко
Скачу на «ВАЗике»,
Сигналю фарами
Тому, кто рад,
И маневрирую,
Как пена в тазике,
В российской классике
На правый ряд!

На шлях до хутора
(Не сложно выучить
Знак "Населённый пункт",
Пускай не всем...),
На резвой скорости
Как коник выскочит
Мой «ВАЗ - две тысячи
Один-ноль-семь».

Кого ж любить сейчас,
Кому довериться?
Друзья-товарищи,
Жена да сын!
Всё образуется
И перемелется:
У хаты с деревцем
Узоры шин...

Стихи, написанные с иронией, языком, близким к разговорному, но зато ярко и с  богатым словарным запасом - все предложения построены грамотно, разве что авторскую пунктуацию текста я в статье немного исправила. Наши судьи за ошибки записи пока стихи не снимают, но… может быть зря? Уж коли ты назвался писателем - зарегистрировался на литературном сайте, то, как минимум, старайся грамотно записывать текст!! Мне эти стихи понравились, кроме разве что «жигуля» и «Как брак без кОрысти»: рифма «кОрысти–вскорости» замечательная, но правильно все-таки – «корЫсти», а это уже ошибка техники, при которой стихи не номинируют!


6. ТОЧКА НЕМО. АЛЕКСАНДРА СТАБРИНОВА 

Потеряйте меня в белорусских лесах -
Там на мягкой и мшистой подстилке
Я в нехоженых, тихих, укромных местах
Сосчитаю травинки-хвоинки.

Распластаюсь, вдыхая грибные дожди,
Залихватски сощурившись солнцу.
Вместе с лесом засну в утешающий штиль -
Убаюкают ели и сосны.

И приснятся черники росистой кусты,
Под ногами брусничные грозди.
Мои мысли здесь стали чисты и пусты,
Далеки тягомотные козни

Суеты скучно-будничных муторных дней,
Шум и гам копошащихся сонмов   
Лишь напомнит ползущий в траве муравей -
В муравейник бредёт он бессонно.

Так и буду лежать средь лесной тишины
Под покровом бескрайнего неба -
Между лесом и синью широт вышины
Я теряюсь в своей точке Немо*.

* точка Немо - условная точка в Мировом океане, наиболее удалённая от какой-либо суши на Земле, олицетворяет уединение, изолированность и отдаленность от всего человеческого.

Красивое пейзажное стихотворение, написанное богатым, выразительным языком с небанальными образами: «Распластаюсь, вдыхая грибные дожди, залихватски сощурившись солнцу», «Далеки тягомотные козни суеты скучно-будничных муторных дней».  А вот «синь широт вышины» меня сначала немного напрягла, но потом отпустила – может, и неплохо это сказано…  Хорошие стихи!


7. ПОХОДНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА 

Брахиоподы, трилобиты, гастроподы - вымершие морские животные, сохранившиеся в виде окаменелостей

Если ты горяч и молод,
А в душе - палеонтолог,
Будет лёгок и недолог
Наш сегодняшний поход!
Что нам дождь и непогода -
Очень хочется народу
Отыскать брахиоподу
Или двух брахиопод!

Мы отправимся с тобою
В глубину палеозоя.
Молоток возьмём с собою,
Сапоги и дождевик.
Всё отыщем, что искали,
Будет лес, карьер и скалы,
В скалах - древние кораллы,
И под каждой ёлкой гриб!

Быть геологом чудесно,
Им про Землю всё известно.
Нет науки интересней
И занятья нет важней!
Трилобиты из Девона,
Гастроподы из Карбона -
Нам расскажет всё подробно
Безукладников Андрей!

Мы без крючьев и верёвки
На вершину лезем ловко
И, в рюкзак сложив находки,
Дружно чешем через лес.
Ничего вкуснее нету
Долгожданного обеда.
И прекрасен дождик летний
И Широковская ГЭС!

Прикладной жанр поэзии, который может стать отличным текстом для авторской песни, написанной по воспоминаниям участников летней экспедиции вместе с палеонтологами. Что здесь мне нравится – грамотный, ясный, четко построенный русский язык. С учетом цели и мотива для написания, жанра стихов – хорошая авторская работа!


9. У ХРИСТА ЗА ПАЗУХОЙ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Сегодня чай пила я на балконе,
Не думая о прожитых годах.
И столько было жизни в птичьем звоне!
И столько было радости в цветах!

Задумчивого ветра дуновенье,
Волнуя шторку, трогало меня.
И я ценила каждое мгновенье
Июньского безоблачного дня.

Счастливая, часов не замечала.
Безвременья реальным был искус.
Я чай пила с вареньем и молчала,
Тепло и негу пробуя на вкус.   

Благодарила Господа: за ласку
Небесной синевы и тишины,
За рощи недосказанную сказку,
Пруда непотревоженные сны,

За то, что в прошлом беды и несчастья,
Забытые сожжённые мосты.
Что чувствую себя мизерной частью
Безмерной первозданной красоты.

Не скажу, что эти стихи - потрясающие, но (как и всё у этого, любимого мной автора) они написаны правильным русским языком, а главное – живые: здесь запечатлено подлинное - не придуманное! - настроение одного дня лета, когда ЛГ «.. ценила каждое мгновенье июньского безоблачного дня… счастливая, часов не замечала» (аллюзия на литературную цитату!). И это - не просто фиксация  наблюдаемого, а еще и то, что несет в себе важную и нужную каждому человеку мысль – благодарность за все прожитое: за «недосказанную сказку» и «за то, что в прошлом беды и несчастья, забытые сожжённые мосты». 


10. ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ. ТАМАРА НАГИБИНА   

Жаркое солнце, июньский денёк,
Голубя в небе а-ля кувырок,               
Вкрадчивый шелест шептуньи-травы,
Запах креветок и сладкой халвы.

В листьях атласных мелькание птиц,
Множество встречных улыбчивых лиц,
Щедрый на вкусности южный базар,
Берег морской, шоколадный загар.

Вечер таинственный, алый закат,
Песни проснувшихся к ночи цикад,
Тень на скамейках вишнёвых аллей,
Лёгкий прибой, свет портовых огней.

Чаек печально-пронзительный крик,
С робкого взгляда до страсти лишь миг,
Встречи-свиданья, курортный роман –
Счастья короткого цепкий капкан.

Пара сандалий, шнуровки-бретельки,
Времечко-время, ещё бы недельку,
Час расставания, горечь разлук...
Море волшебное. Солнечный юг.

Поэтическое описание  летнего отдыха на море – очень яркое, сочное, красочное, через которое читатель погружается в мир запахов, красок, звуков. «Вкрадчивый шелест шептуньи-травы, запах креветок и сладкой халвы», «Песни проснувшихся к ночи цикад, тень на скамейках вишнёвых аллей», «Чаек печально-пронзительный крик, с робкого взгляда до страсти лишь миг». Картинка объемная, автор ничего нам не объясняет, а только передает свои ощущения – зримо и выразительно. Интересный, редко встречающийся оборот речи: «Голубя в небе а-ля кувырок». «А-ля» – это наречие, обозначающее «наподобие».


11. В РОДНОМ КРАЮ. КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ 3

Простыл зимы суровой след.
Тем счастлив мой велосипед -
Он, радостно седлом скрипя,
В зелёный мир примчал меня.

Там шквалом маленьких чудес
Нас встретил добрый, щедрый лес:
Цветеньем радужных ковров,
Симфонией живых шумов.

Там бил родник живой водой,
Кристально чистой, ледяной.
Там Берендея дикий сад
Точил свой сладкий аромат.

Там смаковал жучок росу,
Там я влюбился в стрекозу.
Там выше всяческих похвал
На флейте виртуоз играл.

Нет, дивный лес тот не в раю.
Но и в родном моём краю,
И в старом кожаном седле,
Я был блаженным на земле.

Стихи-настроение, стихи – картинка летнего дня, проведенного в «дивном лесу», где ЛГ, едущий на велосипеде, «был блаженным на земле». Отличная зарисовка, где автор не мудрствует, не пересказывает увиденное, а передает свои ощущения: «Там Берендея дикий сад точил свой сладкий аромат. Там смаковал жучок росу, там я влюбился в стрекозу». Мне понравились эти стихи!


12. ВИЗИТ К ЖАСЫБАЮ. ЛИДИЯ БОНДАРЕНКО 21

ЖасыбАй - бессточное озеро тектонического происхождения, расположенное, в  Баянаульском национальном парке  Казахстана.

Спешу туда, где степь без края,
Дорога лентою бежит -
Любимый берег ЖасыбАя,
К тебе короткий мой визит.

Там небосвод высок и светел,
И горы в дымке голубой,
Ковыль седой ласкает ветер
Среди травы, засохшей в зной.

Вот-вот меж сосен серпантина
Увижу снова наяву
Я из окна автомашины
Твою лазурную волну.

А ниже берег каменистый,
Где чайки над волной кружат,
Песок на пляжах золотистый,
Зелёный гор вокруг наряд.

На глади озера сверкает
Дорожкой яркой солнца блик...
Прозрачны воды Жасыбая,
И воздух чистый, как родник.

Здесь гор причудливые скалы
Легенды древние хранят,
Ведь эти скалы - аксакалы,
Тут миллионы лет стоят…

Душа замрёт от восхищенья:
Под солнцем беркут в вышине -
Остановись, прошу мгновенье,
Я с Вечностью наедине!

Интересно сравнить способ подачи материала в этом стихотворении с предыдущим. Если у Сергея Кузнецова больше личных ощущений и настроения, то Лидия Бондаренко больше рассказывает о том, что видит, чем то, что чувствует, подобно экскурсоводу, сообщающему основные достопримечательности края. Может быть поэтому их не отобрали, несмотря на отсутствие просчетов?


13. ЛЕТНЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. АЛЕКСАНДР АЛЕКС БЫЧКОВ 

Кто в Рим, а кто в Турцию, кто в Эмираты,
а мне вот так в сад махнуть поутрУ.
Конечно же, я - самолетом и рад бы
хотя бы в Сибирь?! И, ей-ей, не совру...

Но нынче - на встречу, на встречу с любимой.
Мой велосипед - мой горячий скакун.
И ветер в ушах мне любимое имя
нашепчет. То имя, что нынче в строку

уже и вписал, и глаголом оправил,
и звонкою рифмой потом окружил.
Пусть будут стихи поначалу без правил,
но главное то, что их просто сложил.

А дальше - калитка, забор, ГРЯДКИ - ТОЧНО,
малина, крыжовник и что там ещё?
Но главное то, что вот надо бы срочно
ей все рассказать. И на ямочках щёк

заметить румянец, улыбкой согреться,
в глазах прочитать: «Да, конечно ждала!»
И глупою фразой, той самой из детства
услышать ответ: «Пожалуй, ты слав-

ный мальчишка, давай принимайся
копай, колоти, печь потом затопи.
Но, только сначала признайся, признайся,
что в Турции лучше. А здесь на цепи

наш пёс, да и кошки все время шныряют
и речка, и лес - и не в двух же шагах!»
Отвечу: «Любимая, это все знаю.
И этим вот тоже ты мне дорога».

А вечер наступит..., и снова дорога,
качу и шагаю, качу и бреду.
И надо для счастья, поверьте, немного -
чтоб завтра нам встретиться снова в саду.

Новый для меня автор и еще один способ подачи поэтического текста – стиль авторского монолога, написанного эпистолярным жанром, но в рифму, причем с попыткой использования небанальной рифмовки – графической рифмы «ждала - ты слав- ». Звучат стихи хорошо, даже многочисленные переносы им не мешают, но построение предложений оставляют желать лучшего, особенно в первой строфе, предельно разговорной: смысл понятен, но четкости фраз и логики изложения крайне мало. И в 4 строфе мне не нравится это «грядки - точно»: все-таки то, что сойдет для устного слова, не красит поэзию. В стихах есть сюжет, настроение, но остается ощущение, что над текстом совсем не работали, не улучшали исходный вариант: как написалось, так и опубликовано. Не случайно, им не удалось стать отобранными судьями.


16. РАСТУТ САДЫ В КРАЮ БОЛОТ. ГАЛА ГАЛКА

В Шарангском районе Нижегородской обл. заложен огромный сад по новым технологиям.

Как жаль, стреножить время невозможно,
Проходит день на родине за час.
Вползает грусть покапельно подкожно –
С роднёй прощаюсь у вокзальных касс.

Последний взгляд бросаю на Шарангу,
Красив посёлок, что не говори!
Четвёртый век ТВОРЯТ ЕМУ ОГРАНКУ
С любовью русские, НАРОД мари.

Живут народы с давних пор, как братья,
Царят в большой семье и мир, и лад.
В краю болот, у комаров в обьятьях,
Растят совместно лён и чудо-сад.

Замечу, север здесь - не берег южный,
Неурожай был фруктов ОТРОДЯСЬ,
Но видя труд людей неравнодушных,
Даёт Господь им яблок, не скупясь.

Сравним их сад сейчас с красивой брошкой -
Живая хохлома среди полей!
Живёт трудом народ закваски прошлой,
Особо не надеясь на князей*.

Садясь в автобус, кланяюсь остальцам
За верность и любовь к родной земле,
И лишь коснулась лба щепоть в три пальца,
Как стало вдруг от дум не по себе…

* «Не надейтесь на князей человеческих...»  (из Псалма 145:3-4)

Сильный автор, но в этот раз ее стихи получились ниже ее возможности. В этом произведении больше рифмовки информации, которую нам сообщает автор, чем зрительной картинки и передачи личного  настроения. Почти нет использования выразительных средств для создания интересных образов. Да и язык не везде хорош  по согласованию и порядку слов: «Творят ему <поселку>огранку с любовью русские, народ мари» (слово «народ» – явно лишнее !). Или: «Неурожай был фруктов ОТРОДЯСЬ» - абсолютно некорректный способ построения фразы со смыслом «отродясь не было большого урожая фруктов».


17. НА ЧИМБУЛАКЕ. МИРА ЛЮБОВА

Не сочтёшь оттенков серого
В южном жарком мегаполисе!
Над асфальтовыми стрелами
О дожде деревья молятся.

Городской пейзаж не радует,
На сирени лист скукоженный,
И траву, жарой распятую,
Воскресит лишь милость Божия.

Чтоб душой воспрянуть робкою
И вкусить хрустальность воздуха,
Мы извилистыми тропками
К ледникам спешим без РОЗДЫХА.   

Чимбулак* встречает свежестью
И прозрачными туманами,
Ели в дрёме сладкой нежатся -
Здесь НИРВАНА не обманная!

На поляне эдельвейсовой
Разобьём палатку пёструю,
Новый день весёлой песней мы
Встретим с тоненькой берёзкою.

Как в горах свободно дышится!
И, попав в объятья вечности,
Ощутим ЛАДОНЬ ВСЕВЫШНЕГО
И любовь его сердечную.

* Пик Чимбулак ( каз. Шымбулак) и горнолыжный курорт близ Алма-Аты.

Образный и в основном правильно выстроенный язык, мягкое красивое звучание стихотворения на тему как «Чтоб душой воспрянуть робкою и  вкусить хрустальность воздуха, мы извилистыми тропками к ледникам спешим…». Но, далее – почему-то вместо литературного слова «отдыха» зачем-то использовано просторечное «роздыха». Зачем??? И еще я бы посоветовала всем пишущим никогда не использовать в одном стихотворении термины двух разных и противоречащих друг другу  картин мира. Либо «нирвана», либо «Всевышний», но никак не вместе!


19. МОНАСТЫРИ НА МЕЛОВЫХ ГОРАХ. ГЕННАДИЙ КРЫКСИН
 
По мотивам паломничества в Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь Белгородская обл. и Костомаровский Спасский женский монастырь Воронежской обл. с воспоминанием о давней поездке в Свято-Успенскую Святогорскую лавру (Донбасс).

Притормозим раздумья и ДОРОГУ,
поставим в тень железного коня.
Почти добрались, вот и Слава Богу!
Пойдем в лучи Апостольского дня.         *12 июля – День апостолов Петра и Павла.

О лесостепь, о горы меловые...
Душа синичкой просится в полёт!
О тайнах шепчут волны луговые,
ГРУНТОВОЧКА зовёт за горизонт!

Земля зовёт! Творения ГЛУБИНЫ               
являют ЧИСТЫМ ЧУДОМ роднички...
Меж белых гор припрятаны долины
и изумруды леса вдоль реки!

Холмы зовут... И древние пещеры
приоткрывают тайны и труды
подвижников святой любви и веры,
хранителей священной чистоты.

О мир…, повсюду явлена Голгофа...
О мир! В плену невидимых Денниц,
толпою избивающий пророков,
средь Божьей красоты и пенья птиц!

И здесь был свой… И видел всё далёко!
Молитвой всех стремился уберечь
от пагуб да от гордости жестокой…
Была святой юродивого речь.

Гора Голгофа. Монастырь под нею.
Над нею крест до дивных облаков.
Пустого слова проронить не смею.
Здесь проповедь звенит ДЛЯ всех ВЕТРОВ.

О лесостепь, о горы меловые!
Запечатлен Творения поток.
О мел и глина, помнящие ныне,
СВЯЩЕННОЙ были радость и потоп.

О чернозём – монашеская ряса
для поседевшей матушки Руси.
Текут ручьи монашеского гласа.
Летят молитвы, Господи, спаси…

Эмоциональное, духовно возвышенное стихотворение о путешествии к святым местам, где много (м.б. даже слишком много!) восклицаний «о». Звучит красиво, торжественно, тест содержательный, хотя и не без шероховатостей. «Притормозим раздумья и дорогу» - если раздумья еще можно притормозить, то дорогу – нет. «Земля зовёт! Творения глубИны  являют чистым чудом роднички... Меж белых гор припрятаны долины». Судя по второй рифме, здесь «глубИны», хотя правильно «глубинЫ». Да и сочетание слов «чистое чудо» меня напрягает. Как и «грунтовочка» во 2 строфе: есть ли  надобность в уменьшительной форме слова «грунтовка» в этом стихотворении? Не проще ли «дорога нас зовет за горизонт»? Еще зацепила «проповедь для всех ветров». Почему вдруг именно для ветров и одних только ветров? В предпоследней строфе: «священнОЙ были радость и потоп». Во-первых, «священнЫМИ», во-вторых, почему такое странное сочетание – радость и потоп? Я, конечно, сильно придираюсь, но обычно я именно потому и тогда придираюсь, когда стихи мне чем-то нравятся! Просто их надо еще немного подработать…


23. УСЬВА. НИКОЛАЙ КАТАЕВ 2 

Рассвет торжественно завесу приоткрыл,
заголубели тени зубчатых останцев.
Ах, как нам часто не хватает пары крыл,
чтоб на вершины недоступные подняться!

Хрустальной радостью звенели ручейки,
блестели камушки, омытые водицей.
Мы шли по радуге излучиной реки
и нежным светом жизни жаждали напиться.

Короткая выразительная зарисовка пейзажа «излучины реки», полная авторского восхищения красотой места: «Ах, как нам часто не хватает пары крыл, чтоб на вершины недоступные подняться!». Использован язык поэзии, техника исполнения без замечаний.

 
24. СОЧИ, ДОЖДЬ. ДЕНИС ПЕРЕСВЕТ

Дождь в горах зарядил не на шутку,
Смыл листву в придорожную грязь,
ДАЖЕ ЕЛЬ ЗАДРАЛА СВОЮ ЮБКУ
И С НОГАМИ НА ПЕНЬ ЗАБРАЛАСЬ.

Наигравшись, в предгорья спустился,
Оседлав непослушный поток,
По дорогам ручьями полился,
Норовя сбить кого-нибудь с ног.

Зачастил и КОСЫМИ ВОЖЖАМИ
Высек море и галечный пляж,
Громких чаек гонял над волнами,
Завершив свой короткий вояж.

На намокшем балконе скучаю,
По перилам бьёт дождь невпопад,
В кружке Гиннесс*. Я пену сдуваю,
Завернувшись в махровый халат.

Еще одна зарисовка природного пейзажа и передача настроения. Понравилась попытка использовать язык поэзии, а не просто фиксировать  информацию – в стихах есть интересные образы. Дождь здесь одушевлен автором, он «наигрался… оседлал непослушный поток, норовя сбить кого-нибудь с ног… высек море». Хотя некоторые образы показались мне не столько оригинальными, сколько непривлекательными и  грубыми, как, например: «ель задрала свою юбку и с ногами на пень забралась». Кое-что я совсем не поняла: «и косыми вожжами высек море»: косыми струями – понимаю, а что такое «косые вожжи» - не знаю. Не понравилась мне концовка. Стоило ли яркое пейзажное стихотворение завершать упоминанием о пиве и не представляющим значимости для читателя упоминанием, в какую именно домашнюю одежду был облачен поэт? Думаю, что нет.


 25. СБОР ЗЕМЛЯНИКИ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА 

Рассыпал РУБИНЫ В БОРУ ЗЕМЛЯНИКИ
Дух леса, а ты потрудись — собери-ка!
Вот, вроде, видна среди сосен, поляна,
Но будь осторожен: лес полон обмана!
Лес полон обмана, насмешливо эхо, —
Зачем, горожанин, сюда ты заехал?
Здесь леший следит за тобою повсюду,
И очень не рад он корыстному люду.
А ты набиваешь корзины, бидоны
Так, будто наваришь варенья две тонны!
Устал, покрываясь мошкой, липким потом,
Бредёшь, неизвестно куда, по болотам;
Присядешь на пень, разомлев на припёке
Почувствуешь вдруг, как горят жаром щёки...
А рядом, НУ ПРЯМО ковром — земляника!
Но к ягодке трудно нагнуться без крика...
Вдруг вспомнишь, что счастье — отсутствие боли,
А в этом лесу, словно РАБ ТЫ В НЕВОЛЕ.
 
Поэтическое описание сбора лесной земляники, где присутствует литературный – образный язык и авторская фантазия: «Лес полон обмана, насмешливо эхо, - зачем, горожанин, сюда ты заехал? Здесь леший следит за тобою повсюду, и очень не рад он корыстному люду». Но, к сожалению, есть и места, над которыми стоит еще поработать. Например, «…Рассыпал рубины в бору земляники дух леса, а ты потрудись - собери-ка!». Усложненное согласование слов в предложении. Не лучше ли то же самое написать яснее и четче: «Дух леса рассыпал в бору землянику, рубины горят – потрудись, собери-ка!». А во фрагменте «… А рядом, НУ ПРЯМО ковром - земляника!» вместо разговорного «ну прямо» лучше подобрать какой-то эпитет – (бесценным, шикарным, узорным…). И, наконец, «раб ты в неволе» - тавтология: если раб, то значит в неволе, иначе уже не раб…


26. ПОЕЗДКА. ТАТЬЯНА ШАДУЯ

Люблю смотреть в открытое окно:
Мелькают перелески и поля.
На электричке я не ездила давно,
Качает поезд, и качают тополя
Руками-ветками, и смотрят свысока
На череду вагонов, на людей,
Уставших, дремлющих... Наверно, нелегка
Жизнь, что грохочет по железной борозде.

Стоянка поезда привычных три минуты,               
Великий город* встретил тишиной.                * Великий Новгород
Бюст Александра Невского, как будто,
Кивнул и поздоровался со мной.
Дорога в Кремль. Историю России
От века древнего до настоящих дней
Расскажет памятник.* Собор Софии               * Памятник Тысячелетие России
Поможет стать спокойней и мудрей.

Над куполом, над городом, над речкой,
В лазоревой небесной высоте
Свинцовый голубь, верю что навечно,
Расположился твердо на кресте.
Здесь хочется остаться на неделю.
Шагая по булыжной мостовой,
Дышать историей и ничего не делать…
Над куполом Собора Дух Святой.

Люблю этого автора, но в этот раз ее стихи еще сырые. Написано по путешествию в Великий Новгород, наживую, без долгой последующей правки. Первые 8 строк – катрены с мужской рифмовкой, а далее пошло чередование женской и мужской рифм. Из-за перемены вида рифмовки строф стихотворение звучит плохо. Да и сам текст, хотя и насыщен фактами и впечатлениями, но больше напоминает рифмованный рассказ о событиях, чем поэтическое творение. Для начинающего автора – это неплохая работа, но для Татяны Шадуя – меньше ее возможностей.


27. АРБУЗНОЕ ДЕТСТВО. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

 "Я шел устало дремлющей Неглинной,
  Арбузы в, деревянной клетке длинной..."  Евгений Евтушенко

© Я шел устало дремлющей Неглинной
По утренней пустынной мостовой,
Гудели поливальные машины,
Шоферы у виска крутили: "Во".

Дошел до Театрального ПРОЕЗДА,
Потом - минуты три пешком на юг,
И замер у знакомого ПОДЪЕЗДА,
Здесь жил сосед мой Сашка - детства друг:

Веселый, озорной, задорный, хваткий,
Когда гуляли - разбегался двор,
В футбол гоняли, делали рогатки,
Арбузы ели, кто быстрей, на спор.

Москвы тогдашней пронеслись картины:
Обочинный базар из прошлых лет,
© Арбузы в деревянной клетке длинной
И дынек цитаделька на земле.

Арбуз делился на большие ломти,
Чтоб погружаться в мякоть до ушей,
Уляпываться соком, уж, извольте, -
Все правила приличия - ВЗАШЕЙ!

Мы ели быстро, жадно, с громким звуком,
Пока не надувались животы,
Не опускались от бессилья руки,
Не уставали от жеванья рты…

Запахло тем цветным арбузным детством,
И будто в точку сжалось все нутро,
Когда приятель, живший по соседству,
Привиделся в прохожем у метро.

Я крикнул: "Саша!", вдруг он отзовется,
Навстречу побежал по мостовой,
И полосатым показалось солнце,
Поднявшееся в небе над Москвой.
 
Стихи, написанные для другого конкурса, где задачей, видимо, была вставка цитаты из Е.Евтушенко. Стихи, насыщенные содержанием – именно это привлекло проголосовавшего за них судью, но включающие в тексте огрехи техники, из-за которых их нельзя было номинировать. Во-первых, «проезда-подъезда» - рифмовка однокоренных слов, особенно для мастера, каким является Евгения, недопустима. Во-вторых, во фрагменте «Все правила приличия - взашей!» из фразеологизма «погнать взашей» вырвано одно слово и использовано в конструкции предложения, которая абсолютно несвойственна русскому языку да и не точна по смыслу, который автор хотел в него вложить («все правила приличия - насмарку!»).

 
29. НА ДАЧЕ. АНДРЕЙ ПОГАДАЕВ

Экипаж заждался у парадной
Дремлет кучер в паутинных снах,
Что-то я замешкался изрядно,
Хоть и встал, не выспавшись, впотьмах.

Затянула служба, как болото,
Слякоть и в квартире теснота,
Потому давно весны прихода
Ждал я с нетерпеньем неспроста.

Вдоль по тракту, что до Петергофа,
Мне далече ехать не с руки,
ДАЧА, КАК ЖЕЛАННАЯ ОБНОВА,
НЕЖИТЬСЯ ОТ СЛУЖБЫ У РЕКИ.

На тенистых липовых аллеях
Разум обретает свой покой,
А в беседке, глядя на деревья,
Видится никчемным гвалт земной.

От забот и тяготы столичной
Лечит плоть свежайшим молоком,
УТРОМ ДОСТАВЛЯЯ САМОЛИЧНО
ОХТИНКА В ОБЛИЧИИ ПРОСТОМ.

Только, право, всё же скучновато,
Хоть и красота, куда ни ГЛЯНЬ,
Разгоняю сплин свой, как когда-то
До утра с гостями в ПРЕФЕРАНС.

Лето пролетело безмятежно,
Постучалась осень злой каргой,
Собираю не спеша одежду,
И опять в столицу на постой.

Есть очень удачные строфы – 1, 2 и 4, а вот в 3 строфе меня сильно напрягла конструкция предложений: «Вдоль по тракту, что до Петергофа, мне далече ехать не с руки, дача, как желанная обнова, нежиться от службы у реки». Во-первых, я бы «мне далече ехать не с руки» поставила бы в круглые скобки, как параллельное замечание, а концовку вообще переписала бы. О смысле ее догадываюсь, но вся фраза мутная… Аналогично в 5 строфе: «утром доставляя самолично Охтинка в обличии простом». Охтинка – это, как я понимаю, название реки в Ленинградской области, но остальной строй фразы вызывает сомнения в правильности ее понимания. А в предпоследней строфе портит впечатление очень слабая рифма «глянь-преферанс». Фраза «хоть и красота, куда ни глянь» хотя и возможна, но не хороша.


30. ЗАХОЛУСТНАЯ СТАНЦИЯ. ЭДУАРД МЕЛЬНИК
(Вставлены цитаты из стихов автора сайта - Маллар Ме  http://stihi.ru/2025/08/05/7830 )

Третьи сутки пыхтит, кочегарится,
Старый поезд по рельсам стальным.
Я в купе С ОДНИМ ТОЩИМ очкариком,
Всю дорогу молчим и молчим.

Пот стекает кипящими реками,
Духота… Невозможно дышать.
Тут, какой-то чудак с чебуреками…
А ведь впору хоть лёд продавать.

Заскучал весь состав, запечалился,
Это лишь середина пути.
Машинист на минутку БЫ сжалился,
Дал БЫ ХОТЬ отдышаться сойти.

Вдруг, вдали захолустная станция,
И убогий вокруг городок.
Под названьем Париж… Но не Франция,
Луч надежды, НЕМОЙ ХОЛОДОК.

Поезд встал, весь в пыли и проклятиях,
На перрон высыпает народ.
Не мираж ли всех принял в объятия?
Глянь! Арбузы старик продаёт!

Бросьте скуку, как корку арбузную!                * цитата
Наш спаситель, мы все спасены!
Разбудил суету захолустную,
НЕБО ЯСНОЕ, ЛЕГКИЕ СНЫ…                * цитата

Стихи, написанные с задуманной вставкой чужих цитат, которые, к сожалению, в этом тексте скорее мешают, чем помогают. В стихах есть насыщенный деталями сюжет, что, видимо, и стало поводом для отбора стихов, но качество речи оставляет желать лучшего. Ощущение, что над стихами почти не работали. «…Я в купе с одним тощим очкариком» - вместо разговорного «одним тощим» хочется  интересного эпитета для персонажа. «…Пот стекает кипящими реками». «Кипящие реки» – это крайне нетипичное явление, мне кажется, не стоит использовать такую небывальщину для сравнения с ней обычных вещей. «Машинист на минутку бы сжалился, дал бы хоть отдышаться сойти». Вставки множества «бы» и «хоть» годятся для устной или для прямой речи персонажа, но плохо выглядят в авторской речи поэтического произведения. «Луч надежды, немой холодок». Немой холодок – мутная метафора, она кажется случайно уложившейся в ритм, не более. Наконец, предложение: «Разбудил суету захолустную, небо ясное, легкие сны» - оборванно, без подлежащего! – завершает стихотворение. Обычно концовка стихов – важнейшая по смыслу, но здесь она, как и вставленная туда же цитата, ничего не суммирует и ничего не объясняет – фраза висит в воздухе, как чужеродная.


32. ЧИСТОПОЛЬ. ЛИНА ЧИРКО   

Здравствуй, Чистополь славный над Камой-рекой,
Старый, добрый купеческий город,
Где наличник ажурный с изящной резьбой
И усадьбы с богатым декором.

На тебя с удивленьем гляжу в первый раз:
Здесь старинных домов галереи.
Нет высоток, и небо не скрыто от глаз,
Души улиц как будто добрее.

В нём соседствуют белых церквей купола
С восьмигранной стрелой минарета,
Здесь народов духовная жизнь вобрала
И Христа, и Аллаха заветы.

Здесь и время как будто замедлило ход,
Дни неспешно сменяются днями.
Погружается солнце в медлительность вод,
Волны Камы мерцают огнями.

На её безопасный, хранительный брег
Вдалеке от войны и печалей
Прибыл пишущей братии дружный  ковчег
И у пристани тихо причалил.

Город долгую память хранит о былом,
О победах, обидах и ранах,
И о славных сынах вспоминает с теплом -
Именитых своих горожанах.

В парке «Кама» у пляжа гуляет бомонд,
Восхищается им неустанно:
Там ажурная прелесть беседок-ротонд,
Чудо-лестница в блеске фонтанов.

Всё бело и прозрачно, сродни облакам,
Что беспечно летят над рекою.
И взмывает Никольский торжественный храм
Над ничтожной мирской суетою…

Здесь когда-то мой прадед родился и жил,
Здесь семьи нашей древние корни.
Ты, мой Чистополь, пристань для чуткой души.
Верь: признанья мои непритворны.

Тихий, милый, не суетный Чистополь мой,
Я тебя поняла с полуслова.
И к тебе приезжаю, как будто домой,
Под защиту родимого крова.

Стихи, написанные профессионально: правильным литературным языком и отличной техникой: хорошо звучит, каждое предложение ясно по смыслу и выразительно по содержанию. «…Старый, добрый купеческий город, где наличник ажурный с изящной резьбой и усадьбы с богатым декором». Этот город – и «пристань для чуткой души», и место, где «всё бело и прозрачно, сродни облакам, что беспечно летят над рекою». Недочетов я не увидела, и мне тоже захотелось на «безопасный, хранительный брег вдалеке от войны и печалей», куда «прибыл пишущей братии дружный ковчег и у пристани тихо причалил».


33. БЫЛЬ ПРО ОТЧИЙ КРАЙ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ 

Отчий берег. Плоскодонка.
Трель солиста-соловья.
На блесну ловлю, на «донку»,
щуку или голавля.
Над речной долиной Ая
ткётся зорьки алый свет,
птицы стайкой, прилетая,
шлют воркующий привет.

День июльский долго длится.
Жжёт костёр жарков луга.
В блеске глаз мелькают лица.
Громко кличет пустельга.
Здравствуй, милая сторонка!..
Невпопад иль невзначай
слышу мамин голос тонкий:
«Будем пить с мелиссой чай».

Там, в краю глухом, далёком
потеряв покой и сон,
я спешу отдать до срока
вам, мой друг, земной поклон.
Может быть, парю Пегасом
иль черчу улиткой след,
просто жизнью не напрасной
через тьму иду на свет.

Разгоняя синь тумана
над родной звездой полей,
как могу, борюсь с обманом,
молодой душой своей.
И жива ещё старушка,
что печёт мне каравай,
старый хрыч в лесной избушке
пишет быль про отчий край…

«Быль про отчий край» получилась очень симпатичной – ее большинство членов жюри отобрало. Легкий и ясный язык, богатый набор слов, мелодичность звучания. Много удачных мест: «Над речной долиной Ая ткётся зорьки алый свет, птицы стайкой, прилетая, шлют воркующий привет». Или: «Может быть, парю Пегасом иль черчу улиткой след, просто жизнью не напрасной через тьму иду на свет». Хорошая работа!


34. ПОДСМОТРЕЛ. ВЛАДИМИР КУРКОВ 

Любовалось солнце ясное
Отражением в пруду.
Земляники бусы красные
Лето утром на лугу
Растеряло и расплакалось:
Не собрать теперь в траве.
Лишь ромашки желтоглазые
Знают, как найти В ЛИСТВЕ.

Выше в небе солнце жаркое.
Слёзы-росы с трав долой.
Луг расцвёл цветочным бархатом.
Сверху ситец голубой.
Улыбнулось лето, горсточку
Красных бусинок вкусив,
И танцует по пригорочку
Под кузнечика мотив.

Еще одна пейзажная зарисовка, написанная богатым языком, хотя мне в ней не хватило содержания – внимания к большему числу деталей пейзажа. И еще я бы заменила слово «листве» (Знают, как найти в листве»), которое обычно относят к кроне деревьев или кустарников, а здесь речь идет о травах луга. Тем более, что рядом, в той же строфе и о той же землянике сказано: «Не собрать теперь в траве». Но в целом стихи симпатичные, рука мастера все равно чувствуется.


35. ДВА БОЙЦА. ДЭН МАРТИНИ

Взяв с тормозками рюкзаки,
За двери вышли.
Пейзаж привычен до тоски,
Пейзаж ПРОМЫШЛЕН.
Стежки автобус мелко шьёт
По остановкам,
ВЕДЁТ СВОЙ ТРЕТИЙ ДЕНЬ ОТСЧЁТ
Командировка.
Фемины тянут табачок
За проходными.
А нас таких наперечёт –
Мы коренные.
Который год плечом к плечу
У края бездны:
Не будет нас – всё пропадёт
И всё исчезнет.

Герои творческих побед –
В заглавной роли,
Заложники геройских КРЕД,      
Окопы роем.
Мы два, как будто бы бойца,
Сожжём заразу –
В ладонях джойстик, и ленца
Сквозит во фразах.
Накопим баллы и очки –
Живём игрою:
Ты Кайдановский (ну почти),
А я Бероев.
Ты проводник, а я гамбит
Провёл с испугу.
Тебе монетку , мне магнит –
И так по кругу.

Страна помянет (может быть)
Своих героев:
И Кайдановский будет слыть,
И слыть Бероев.
И мы, скрываясь от тоски,
Толпу оттролим:
–Давай сыграем мастерски',
Крутые роли!
Пусть люди слышат как звучит
Металл яичий!
И может жизнь так и промчит –
В чужом обличии.

Стихи с мыслью – выразительные и умные размышления о приметах современности, где «фемины тянут табачок за проходными», а люди «живут игрою»: «в ладонях джойстик, и ленца сквозит во фразах». Яркими и точными мазками описан и город: «Пейзаж привычен до тоски», «Стежки автобус мелко шьёт по остановкам». В это время молодые люди «скрываясь от тоски» планируют сыграть мастерски роли - «оттролить толпу». Зачем? «И может жизнь так и промчит – в  чужом обличии». Идея стихов хороша, подбор слов – не везде. Не было необходимости использовать специальный и жаргонный термин «креды» - (учетные данные пользователей), заимствованный из иностранного языка, вряд ли это добавляет достоинств стихам! Использованная краткая форма прилагательного «Пейзаж промышлен» - фактически не употребляется в литературной речи, я бы здесь подумала о синониме. Далее: «… ведёт свой третий день отсчёт командировка» - запутанная и мутная конструкция фразы, смысл которой: «третий день ведет свой отсчет…»


36. ИЮЛЬ,  ИЕРУСАЛИМ. ЛЕВИН  ЯКОВ 

Мурлычет город, нежась на жаре,
Под солнцем рыжим на холмах пустыни.
Ждёт праздников, что будут в сентябре,
От Сотворенья Мира и поныне.

Ведёт прохладу месяц золотой,
Назначив рандеву между холмами,
А в воздухе стоит такой покой…
Как мне всё это мне описать стихами?

Здесь Песня Песен в ветре прозвучит,
В своём единственном, неповторимом ритме.
Иерусалим, накинувший талит,
Взмывает к небу в утренней молитве.

Подкупает красивый и везде правильный литературный язык стихов – все больше становящийся редкостью у современных поэтов. И картинка – лаконичная, но очень выразительная: «А в воздухе стоит такой покой… Как мне всё это мне описать стихами?» Сделать это у автора получилось - читатель как будто сам погрузился в эту атмосферу покоя и возвышенной молитвы!


37. БОРОВСК. МАРИНА ФОМИНА 
 
БорОвск в оправе вековых лесов,
Весь на холмах, возвышенностях, кручах,
Мне кажется, ещё чуть-чуть и тучи
Порвутся о верхушки куполов.

Июньский ливень, освежи, умой
Все тротуары, и аллеи тоже,
С промокших улиц прогони прохожих,
Пусть этот город будет только мой.

Средь бела дня останемся вдвоём.
Поведаю ему свои секреты.
А он в ответ на откровенность эту
Доверит мне сакральное своё.

Ручьи и лужи – в этих зеркалах
И я, и город выглядим моложе.
И, отзываясь в сердце сладкой дрожью,
Лишь для меня звонят колокола.

Патриархальный русский городок,
ПослЕ дождя он радугой расцвечен.                РУ
Он стал моим ещё с той первой встречи
На перекрёстке множества дорог.

Еще один гимн любимому городу, написанный катренами с охватной рифмовкой. Эта рифмовка более других видов рифмовки строфы требует точности рифм, и здесь она присутствует, стихи выполнены технически безупречно. И образы интересные есть: «Мне кажется, ещё чуть-чуть и тучи порвутся о верхушки куполов», «С промокших улиц прогони прохожих, пусть этот город будет только мой», «Ручьи и лужи – в этих зеркалах и я, и город выглядим моложе». Есть незначительный недостаток техники: «ПослЕ дождя он радугой расцвечен» - выбранный ритм требует Икта на втором слоге, а слово «пОсле» имеет фонетическое ударение на первом, отчего невольно прочитывается «послЕ».

**********************************

На этом все. По-настоящему хороших стихов в этот раз было совсем немного. Конечно, у нас бывали и более яркие подборки конкурсных стихов, чем сегодняшний пакет, но я не печалюсь. После долгого летнего перерыва мы имеем право на первый блин, который часто бывает комом. Зато в этой статье я получила повод вспомнить и показать некоторые типичные недочеты скороспелых публикаций. Надеюсь, в следующем конкурсе «Дети Великого Странника» - конкурсе стихов-победителей, мы познакомимся с замечательной поэзией и возьмем себе на заметку некоторые полезные творческие приемы его участников.

Я очень благодарна всем авторам, подающим заявки на участие: на любой подборке конкурсных стихов мы имеем возможность учиться писать поэзию, а не просто рифмовать, а это дело чрезвычайно важно для ума и необходимо для души!

С теплом, Ваша Алкора, 19.09.25.

P.S. Продолжаю следовать своему принципу – каждый раз, предлагая вам новую тему конкурса ТМА, самой писать стихи, соответствующие  сформулированному заданию. Вот и сейчас на своей основной страничке «Алкора» в сборнике «Путевые заметки» я только что закончила публикацию цикла стихов, написанных мною в течение июня-августа 2025г. Стихи разные как по содержанию, так и по качеству. И, наверняка, тоже сырые. И они тоже ждут от меня их дальнейшего неспешного редактирования!


Рецензии
Уважаемая Алла! Спасибо Вам большое за обзор!
Я очень рада, что мой стих попал в него.
Особенно благодарна за подсказки, указание ошибок в моём стихотворении. Буду исправлять. Опять же спасибо Вам!

Евгения Белто   20.09.2025 02:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.