Совершенное государство

Все социальные формации (в том числе и феодализм) могут повторяться на разном
уровне развития общества: начиная с рабовладельческого и т. д. Более того, у меня
сложилось впечатление, что различные формации сосуществуют во всяком обществе
и в любую эпоху, поскольку ничто не бывает из ничего. Для того, чтобы возник
феодализм, его зачатки (пусть и в неявном виде) должны присутствовать уже при
рабовладельчестве.

Если обобщить эту идею, получим понятие непрерывного или линейчатого социального
спектра, аналогичного солнечному. Наиболее низкочастотному диапазону этого
спектра соответствует рабовладельчество, наиболее высокочастотному – общество
максимальной социальной справедливости и высоких моральных идеалов.

Но есть одно «но». Поскольку весь мир соткан из полярных противоположностей
(однополярных сфер ненулевого размера не бывает), то ни абсолютное добро, ни
абсолютное зло невозможны. С точки зрения социума это означает, что он всегда
содержит и будет содержать элементы рабовладельчества, феодализма и т. д. И если
равновесие социального устройства является полным, то должен быть некий
инвариант, сохраняющийся при всех его преобразованиях. У этого инварианта есть
две ипостаси, как у двуликого Януса.

Оба этих лика можно сформулировать в виде дополняющих друг друга постулатов:
1. «Количество насилия на душу населения есть величина постоянная в любом
обществе, независимо от степени его развития». Это означает, что общество
максимальной социальной справедливости предполагает максимальную степень
государственного контроля, который есть разновидность насилия.

Другое следствие: войны являются следствием предложенного постулата. Как только
внутри общества прекращается «закон джунглей», в нём автоматически возникает
равновеликое суммарное насилие со стороны государства, ограничивающего
индивидуальное насилие преступников. В силу этого, всеобщее благоденствие
представляется невозможным, потому что сама природа человека содержит склонность
к соревнованию и выживанию сильнейших.

Второй постулат аналогичен первому: 2. «Количество сострадания в обществе есть
величина постоянная». На базовом уровне она проявляется в виде материнского
инстинкта, который можно считать высшей формой сострадания.

В силу всего сказанного, государство всегда одной рукой пытается заботиться
о своих гражданах, а другой – подавлять, а иногда и уничтожать их. Это прямо
следует из двойственной природы всего сущего и никак не зависит ни от степени
совершенства государственного устройства, ни от чистоты намерений правителей.
Добро и зло существуют только в паре, как правое и левое. Поэтому совершенное
государство, на мой взгдяд, совершенно невозможно.

(2025)


Рецензии