Себя побеждать вот что делает царей великими,
Zwyciezac siebie: czyni monarchow wielkimi,
Nie triumfy wojenne, nie podbicie ziemi.
Krol Aleksander Wielki zwyciezyl swiat caly,
Lecz zwyciestwa nad soba nie uzyskal chwaly.
Nasz monarcha w mlodosci juz nabyl tej slawy,
Gdy miarkujac moc swiatlem, trzyma rzad laskawy,
Zwyciezca Aleksandra Wielkiego w tej mierze,
Slusznie palmy z laurami i korone bierze.
Поэтический перевод выполнил с польского языка на русский язык Даниил Лазько:
Себя побеждать — вот что делает царей великими,
Не воинские триумфы, не завоевание стран.
Царь Александр Великий покорил весь мир,
Но над собою победы так и не одержал.
Наш государь в юности уже стяжал сию славу:
Власть умеряя мудростью, правя милосердно,
Македонца превзойдя в величии духа,
По праву лавры с венцом себе приемлет.
Анализ панегирического стихотворения Марцина Почобут-Одляницкого
Справка об авторе
Марцин Почобут-Одляницкий (1728-1810) являлся выдающимся представителем польско-литовской интеллектуальной элиты XVIII века. Профессор математики, астрономии и философии Виленского университета, член ордена иезуитов, он совмещал научную деятельность с поэтическим творчеством. Почобут-Одляницкий занимал должность ректора Главной школы Великого княжества Литовского и поддерживал тесные связи с российским императорским двором.
Жанрово-стилистический анализ
Представленное стихотворение относится к жанру панегирика — торжественного хвалебного произведения, воспевающего достоинства монарха. Панегирическая поэзия XVIII века выполняла важную социально-политическую функцию, утверждая идеалы просвещенного абсолютизма и формируя образ идеального правителя.
Философская концепция произведения
Центральная идея стихотворения заключается в противопоставлении двух типов величия: внешнего, основанного на военных завоеваниях, и внутреннего, проявляющегося в самообладании и мудром правлении. Автор утверждает превосходство духовной победы над материальными достижениями, что соответствует философским тенденциям эпохи Просвещения.
Образ Александра Македонского используется как традиционный символ воинской славы, который, однако, оказывается неполным без нравственного совершенства. Данная концепция восходит к античной философской традиции и христианской этике, подчеркивающей важность внутреннего преображения.
Поэтическая структура и художественные средства
Произведение построено по принципу антитезы, где первая половина содержит тезис о подлинном величии и негативный пример Александра, а вторая представляет позитивный образ современного монарха. Автор использует классические поэтические формулы панегирического жанра: противопоставление, метафоры власти и славы, символику лавров и венца.Также стоит отметить аллюзии на античность (Александр Македонский) и библейскую символику (пальма как знак праведности), что типично для иезуитской поэзии.
Стилистическое оформление соответствует нормам высокого стиля XVIII века с характерными архаизмами и торжественной лексикой. Ритмическая организация создает эффект декламационности, подходящей для публичного исполнения.
Историко-культурный контекст
Стихотворение отражает специфику культурных отношений между Речью Посполитой и Российской империей в период правления Екатерины II. Панегирические произведения служили средством дипломатической коммуникации и выражения лояльности, что было особенно важно для представителей польско-литовской шляхты после разделов Польши.
Стихотворение написано около 1801–1802 годов, в правление Александра I, а не Екатерины II (умерла в 1796).
Екатирина Вторая спасла орден иезуитов от уничтожения.
Филологически точная подстрочная версия :
Побеждать себя — вот что делает монархов великими,
Не военные триумфы, не покорение земель.
Король Александр Великий завоевал весь мир,
Но славы победы над собой не обрел.
Наш монарх в молодости уже стяжал эту славу,
Когда, умеряя власть разумом(светом), ведет милостивое правление,
Победитель Александра Великого в этом отношении,
Справедливо берет пальмы с лаврами и корону.
Свидетельство о публикации №125091807324
