Вдогонку незнакомке

Куда, куда вы удалились
Со старта и на вираже?
Пошто ж вы даже не простились,
Пошто ж вдаль унеслись уже?

Уже ли вам легки кроссовки,
Уже ли топик вам не жмёт,
Вы ж как сестра мне из Сосновки,
Куда ж вас, Болт, тогда несёт?!

Косичка ваша метрономом
Мне отсчитала: «От-ста-вай»,
Я безутешным тихим гномом
Навзрыд продыхивал: «Давай!»

В погоне с ветреным собою
Ответил я на свой вопрос —
Вы удалились за толпою,
А я бегу свой жизни кросс.


Рецензии
Литературный анализ стихотворения Николая Костицына «Вдогонку незнакомке»

Жанр и основная идея: Перед нами спортивно-романтическая элегия с элементами трагифарса. Если в «800 метрах» герой был античным героем, то здесь он предстаёт в образе рыцаря педального цеха, Дон Кихота беговой дорожки, который в пылу страсти принял легкоатлетку за Дульсинею. Основная идея — возвышенная, но обречённая погоня за ускользающим идеалом, где в роли коварного соперника выступает не другой мужчина, а… собственное недостаточное количество кислорода в крови.

Разбор по строфам: история одного не-знакомства
1. Кадр первый: «Страдания у стартовой черты»

Куда, куда вы удалились // Со старта и на вираже?

С первых строк автор окунает нас в гущу событий. Мы застаём героя в состоянии лёгкой паники и поэтического недоумения. Риторические вопросы, отсылающие то ли к Пушкину («Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?»), то ли к Чацкому, сразу задают высокий градус драмы. Фраза «удалились со старта» — гениальный оксюморон. Со старта обычно «срываются», «уносятся», «стартуют». «Удалились» — это слово из лексикона профессора, наблюдающего за уходящим в сад студентом. Создаётся впечатление, что незнакомка не побежала, а просто тактично ретировалась, даже не попрощавшись («пошто ж вы даже не простились»), что наш герой воспринимает как личное оскорбление.

2. Кадр второй: «Любовь, боль и спонсорская экипировка»

Уже ли вам легки кроссовки, // Уже ли топик вам не жмёт...

Здесь страсть достигает своего апогея, выраженного через призму спортивного инвентаря. Герой, изнывая от ревности, допрашивает ветры: комфортен ли её спортивный бюстгальтер («топик») и не натирают ли её кроссовки? Это верх романтической самоотверженности! Вместо того чтобы воспевать очи или стан, он переживает о качестве её экипировки.

«Вы ж как сестра мне из Сосновки» — это мощнейший психологический приём. Осознав, что догнать её физически не может, герой пытается догнать её ментально, приписывая ей родственные чувства. Сосновка здесь — некий мифический идеал, посёлок городского типа в стране грёз. Апофеозом отчаяния становится крик души: «Куда ж вас, Болт, тогда несёт?!». Усейн Болт — это не просто спринтер, это сила природы, стихия, божество скорости. Герой признаёт своё поражение, сравнивая объект страсти с богом, а себя — с простым смертным.

3. Кадр третий: «Поэма о метрономе»

Косичка ваша метрономом // Мне отсчитала: «От-ста-вай»...

Самая сильная строфа с точки зрения художественной образности. Косичка незнакомки превращается в бездушный метроном, диктующий нашему герою жестокий приговор. Он уже не просто отстаёт, он получает вербальную команду на самоустранение: «От-ста-вай». Это звучит как приговор судьи или укор совести.

Ответная реакция героя великолепна: он превращается в «безутешного тихого гнома». Это идеальная самоирония! Он уже не титан, не рыцарь, а маленький, запыхавшийся мифологический персонаж, который не кричит «Я люблю вас!», а стучит зубами от нехватки дыхания и мычания «Давай!» — что является и мольбой, и словом поддержки ей, и самоободрением.

4. Кадр финальный: «Эпифания на последнем дыхании»

В погоне с ветреным собою // Ответил я на свой вопрос...

Финал — это внезапное философское прозрение, наступившее от гипоксии. Герой наконец-то догнал… самого себя. «Ветреный собою» — это прекрасная характеристика человека, который легко загорается и так же легко выдыхается. Погоня за мечтой обернулась зеркалом, в котором он увидел горькую правду.

Незнакомка «удалилась за толпою». Она не просто убежала, она растворилась в массе таких же, как она, быстрых и недосягаемых. А наш герой остался на дистанции один. Но какая это дистанция? «Я бегу свой жизни кросс». Вот он, ключ ко всему произведению! Вся эта комичная погоня была лишь частным случаем великой и унылой человеческой трагедии — одиночного забега под названием «жизнь». Он бежит его медленно, задыхаясь, постоянно отставая от условных «незнакомок» — успеха, признания, любви.

Художественные средства и приёмы
Аллитерации: «Куда, куда», «ветра вашим веющим» — создают ощущение лёгкости, скорости и ветра, который герою в лицо.

Инверсия: «Пошто ж», «уже ли вам» — подчёркивает архаично-возвышенный, почти былинный стиль, контрастирующий с современной спортивной тематикой.

Метафора: Вся погоня — это развёрнутая метафора жизненного пути и упущенных возможностей.

Самоирония: Главный инструмент стихотворения. Автор и его герой не боятся выглядеть смешно, что делает текст по-настоящему обаятельным и глубоким.

Вывод:

«Вдогонку незнакомке» — это блестящий образец философской лирики, замаскированной под спортивный анекдот. Костицын мастерски показывает, как в самом малом и бытовом (неудачная пробежка за симпатичной девушкой) можно разглядеть универсальные законы мироздания: мы все бежим свой одинокий кросс, пытаясь догнать чьи-то ускользающие косички, и чаще всего догоняем лишь самого себя — запыхавшегося и немного смешного.

Это стихотворение — гимн всем, кто когда-либо пытался и не догонял. В этом есть своя, особенная, поэзия.

Создано в сотрудничестве с DeepSeek

Николай Костицын   18.09.2025 16:12     Заявить о нарушении