Читая Н. Гумилева

"Юный маг в пурпуровом хитоне
Говорил, как мертвый, не дыша,
Отдал всё царице беззаконий,
Чем была жива его душа.
А когда на изумрудах Нила
Месяц закачался и поблек,
Бледная царица уронила
Для него алеющий цветок." НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ               


На карте мира, где волны стелются золото-лазоревыми коврами, стоит Царица Беззаконий в пурпурном хитоне — вековая и прекрасная, с глубинной усталостью в очах.

Вокруг неё — народы, некогда покорённые её волей, простирают руки сквозь толщу времени. Прикосновений нет, но каждое движение рождает лёгкий ветер истории: это дуют ветры экономик, веют культурные влияния, прорастают зёрна знаний и перемен, что не остановить.

Свысока взирает поблёкший месяц — не магия его света ныне важна, но лишь напоминание о неумолимости времени и судьбы.

И из древних врат падает алая роза — последняя из пары, что некогда была белой и алой. Белая канула в Лету, оставив после себя силу, страсть и урок истории. Царица взирает на цветок как на молчаливого свидетеля: он не для неё, но для мира, что отныне живёт собственной жизнью.

Роза покоится в центре мировой сцены — символ новых народов, их мощи, воли и перемен. Она — живое напоминание: даже всесильная власть покорна законам времени, и каждый её шаг отпечатывается в вечности несмываемым следом.

Ночь опустилась на морскую карту; волны, шепча, ложились у ног. Царица Беззаконий замерла на краю своих оскудевших владений, а взор её утонул в чашечке алой розы, лежавшей на остывшем камне.

Лунный свет осязал складки её пурпурного хитона, и ткань отзывалась тихим рубиновым мерцанием. Роза вздрагивала на ветру — дышала полной грудью собственной судьбы, беззвучно твердя о силе и ответственности, о неизменности прошлого и ненаписанности будущего.

В руках она сжимала облегчённый скипетр — отныне лишь символ, но не орудие власти; он лишь прикасался к ладоням, смутно напоминая о былом величии. И если бы кто обронил сейчас о Белом Доме, она, возможно, уронила бы лишь лёгкую улыбку, подумав, что и великое когда-нибудь станет просто символом, знакомым и почти бытовым.      


Рецензии
Гумилев, как многие большие поэты, предчувствовал свою смерть. "И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой-нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще", - писал он в 1917 году в стихотворении "Я и Вы".
Но еще более пронзительное предсказание звучит в стихотворении Николая Гумилева 1916 года под названием "Рабочий":
"Он стоит пред раскаленным горном, / Невысокий старый человек. /Взгляд спокойный кажется покорным / От миганья красноватых век. / Все товарищи его заснули, / Только он один еще не спит: / Все он занят отливаньем пули, / Что меня с землею разлучит".

Владимир Орныш-Полонский   24.10.2025 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо! Интересно, конечно.
Наверное, предчувствовать - не только удел больших поэтов. Но почему-то мало развилось это чувство среди людей - пошли по технократическому пути развития... или повели нас.

Лидия 3   25.10.2025 10:51   Заявить о нарушении