О возможности рефренных наложений в сонете

.

#школа_сонета_критические_обзоры_2025




О ВОЗМОЖНОСТИ РЕФРЕННЫХ НАЛОЖЕНИЙ В АРХИТЕКТОНИКЕ СОНЕТА


Будучи укорененной в самой сердцевине поэтической архаики, где магический заклинательный повтор служил первоосновой ритмико-мелодической организации текста, техника рефрена, пройдя сквозь слои многовековой культурной эволюции и достигнув своего апофеоза в сложнейших полифонических структурах куртуазной канцоны и баллады, обрела, как это ни парадоксально, второе рождение в строгих и, казалось бы, не терпящих избыточности рамках ренессансного сонета, чья форма, выверенная до математического совершенства Петраркой и закрепленная в качестве канонического эталона для последующих поколений, изначально предполагала не повтор, а неуклонное диалектическое движение мысли, разворачивающейся от тезиса через антитезис к синтезу в заключительном терцете или, что еще более показательно, в героическом дистихе финального эпиграмматического заключения.

Между тем, именно эта имманентная устремленность сонетной формы к разрешению интеллектуального напряжения, к финальной точке катарсического озарения, и порождает тот уникальный парадокс, который позволяет нам рассматривать возможность инкорпорирования рефренной техники не как чужеродного элемента, а как имманентного средства усиления структурного и семантического единства, т.к. рефрен, будучи внедрен в столь тесное пространство четырнадцати стихов, неизбежно утрачивает свою примитивно-заклинательную функцию и трансмутируется в инструмент философского утверждения, лейтмотива, настойчиво возвращающего читателя к центральной медитации текста, тем самым создавая эффект напряженного кружения вокруг невыразимой сущности переживания, которое не может быть исчерпано линейным дискурсивным развитием.

Аргументируя данную позицию, надлежит обратиться к самому строению сонета, в котором традиционное членение на катрены и терцеты создает идеальные предпосылки для размещения рефренов на структурных рубежах, что позволяет поэту, с одной стороны, маркировать переход от описания чувственного опыта к его рефлексивному осмыслению, а с другой – скреплять всю композицию в неразрывное целое, подобно тому как в готическом соборе повторяющиеся элементы архитектоники (аркбутаны, нервюры) не только несут конструктивную нагрузку, но и создают сложный ритмический рисунок, направляющий духовный порыв ввысь; так, рефрен в заключительной строке каждого катрена может выполнять роль смысловой опоры, аккумулирующей в себе энергию предшествующих строк и задающей новый вектор для последующего развития, превращаясь, по сути, в устойчивый полюс, в противовес изменчивому потоку образности.

Более того, если рассматривать сонет не просто как лирическое стихотворение, а как драму идей, разыгрываемую в микроскопическом пространстве, то рефренное наложение предстает в роли хора из античной трагедии, который, комментируя перипетии действия, возводит частное страдание до уровня универсального закона, что с потрясающей силой демонстрируют, к примеру, сонеты Шекспира, в которых сквозные образы-рефрены (времена года, музыкальные инструменты, монеты) пронизывают не только отдельные тексты, но и весь корпус цикла, создавая грандиозную метафизическую фреску о любви, времени и творчестве, или же, в иной традиции, Микеланджело, в которой настойчивое возвращение к мотивам тьмы, огня и камня формирует мощнейший психологический и философский подтекст, превращая формальный эксперимент в исповедь титанического духа.

Следовательно, мы вправе утверждать, что стратегическое использование рефрена внутри сонетной формы отнюдь не является механическим заимствованием из арсенала более архаичных жанров, но представляет собой органический и глубоко продуманный художественный прием, который, усиливая внутреннюю полифонию текста через столкновение линейного нарратива и циклического повтора, позволяет сонету, этому аристократу поэтических форм, достигать невиданной смысловой плотности и эмоциональной интенсивности, доказывая тем самым свою вневременную жизнеспособность и способность к бесконечному семантико-структурному обновлению в пределах нерушимых канонических границ.


=============
КРИТИКИ ПРОТИВ ЛИРИКОВ или
В ДОМИКЕ ТЁТУШКИ ПАНДОРЫ  (задание на лето)
https://vk.com/club222935014?from=groups&w=wall-222935014_813

Перед отъездом (18.06.2025) авторам было предложено домашнее задание на лето. Его суть заключалась в том, что группа критиков придумала несколько строфических и рифменных схем 14-стиший (с условными названиями) с использованием рефренных наложений  и предложила лирикам, взяв эти схемы за основу, написать тексты.

О том, что из этого вышло в следующих обзорах.
А пока у авторов есть возможность придумать что-то самим (это намёк на то, что в очередной раз на странице открывается огромный пласт возможных литературных новаций и в этой нише любой автор может быть первым).

Не верьте умным глупцам, что все уже придумано до вас, ищите и творите новое…


Рецензии