Былые истории из интернета

  Современный мир как он прост и доступен любому вопросу. О как мже тяжело и жутко жилось нашим предкам. Имена стародавние ушли в прошлое, а клички? Клички увы остались.
  МОРКОВКА ПОДВЕЛА - Получи кличку. А как глумились в русских деревнях над мужиками без жены.

  МОРКОВНИК - это когда подвела мужская плоть.

  ОБАБОК - вдовец со скелетом в шкафу.

  ПОДОВИННИК - Быстро сгорающий. Одиночество на руси не щадило никого. Через какое унижение проходили старые девы и, какими обидными словами их называли. Ой дурдом и злые языки людей. Мужики оставшиеся без жены рисковали стать посмешищем не меньшим, чем «вековухи» или «непетое волосьё». В наше с вами врем слово «холостяк» звучит нейтрально, а порой и романтично:
  Самостоятельный, свободный, независимый. Но если бы современный 30-летний мужчина оказался бы в русской деревне XVIII века, как какой-нибудь герой-попаданец, односельчане быстро бы дали ему понять, кто он такой на самом деле. И называли бы его не «вольной птицей». А, скорее, морковником. Или воробьём. И, поверьте, такие клички вряд ли бы ему польстили.

  Морковник: когда корнеплод подвёл.

  В устах наших предков это слово означало только одно: мужчина, который не может выполнить супружеский долг.

  Если у мужика всё вроде бы было: и руки целы, и хозяйство не последнее, и дурной славы за ним не водилось, а бабы всё равно обходили стороной, на него начинали поглядывать с подозрением. Посмеиваясь, строили догадки: видать, «корнеплод подводит». Морковь в народной культуре символизировала мужской детородный орган. Морковник – печальная аллюзия на то, что главная «начинка» подвела, «в тесте залипла». Молодым девкам такой «пирог» был не нужен, вот и приходилось морковнику искать пару среди «браковок» – женщин с дурной репутацией, болезнями или увечьями.

  ОБАБОК: вдовец с душком.

  Если мужчина женился, но вскоре отправил супругу на погост, ему доставалось другое прозвище – обабок. Так на Руси называли старый подберёзовик: гриб вроде бы крепкий, но внутри уже водянистый и непригодный. Образ был прозрачен: вдовец когда-то «годился», а теперь вызывал сомнения.

  К таким мужчинам относились настороженно. Смерть жены легко обрастала слухами: не проклят ли жених, уж не уморил ли сам свою благоверную? Да и бремя на плечах в виде оравы детей не придавало ему привлекательности. Девицы не спешили искать рай в его шалаше. И только старая дева, у которой выбор давно сузился, могла взглянуть на «обабка» с интересом.

  ПОДОВИННИК: слишком быстро сгорает.

  Ещё один не самый завидный жених – подовинник. Так на Руси звали немолодого холостяка, у которого лучшие годы позади. Он уже не годен для настоящего супружеского жара, но способен обогреть такую же одинокую перестарку.

  Прозвище родилось из хозяйственного лексикона. Подовинник – это длинное сухое полено, которым топили овин. Для жилой избы оно бесполезно: вспыхнет, прогорит мгновенно, но тепла почти не даст. Народная аллюзия ясна: молодой жене от мужика за сорок проку немного, но старой деве – самое то, «подтопить овин» сгодится.

  РАТНИК: - Муж, которого списали.

  Слово «ратник» звучит гордо – воин, защитник, герой. Но в крестьянской деревне оно могло означать совсем другое: мужик, который своё в жизни уже «отслужил», но так и остался ни с чем.

  Многие уходили в армию холостыми и возвращались лет под сорок. Служба съедала молодость, и когда ратник возвращался домой, молодые девки давно были разобраны. В некоторых регионах так и говорили – «солдат запаса»: в настоящем бою он уже не нужен, в семейной жизни – тоже. Разве что свататься к старой деве, такой же «в запасе».

  Было и другое, ещё более обидное значение. Ратником могли обозвать мужа, который бросил семью. Для деревенской морали семья – та же ратная служба: пахать, кормить, защищать. А если сбежал – ты не воин, а дезертир. И никакого тебе уважения.

  Воробей: ни кола, ни двора.

  На Руси бедность была главным препятствием для женитьбы. Если у мужчины не было своей избы, лошадки, коровы, запаса зерна – никто за него идти не хотел. Даже если он был молодым и красивым. Таких бедолаг называли воробьями. Не за рост и не за щуплость, а за бездомность. Воробей живёт, где придётся, так и холостяк-бедняк: своего угла нет.

  Жениться он мог разве что на старой деве или вдове с хозяйством. Тогда его принимали в её дом – редкое исключение строгих деревенских правил. Но уважения это не добавляло. Хозяином он всё равно не становился: в глазах соседей оставался нахлебником. Чирикает под крышей – а глава семьи по-прежнему не он.

  Почему так унижали холостяков?

  На Руси одиночество не считалось личным выбором. Оно воспринималось как сбой в системе, как социальная аномалия. Мужчина без жены и детей – это незрелый, недостойный член общества, «малый», а не настоящий хозяин. Его слово на сходе не слушали, за стол во главу не сажали, уважения не оказывали. И чем старше он становился, тем смешнее выглядел в глазах соседей.

  Отсюда и обидные прозвища. Они рождались не столько из злости, сколько из потребности обозначить: вот человек, который вышел за пределы нормы. Его нужно было осмеять и поставить на место, чтобы всем остальным было ясно – община живёт по правилам. Брак считался делом не личным, а общественным, и тот, кто его не заключил, автоматически становился нарушителем устоя.


Рецензии
Целый трактат ты написал о холостяках. Занятно было ознакомиться!
На Руси всегда чтились традиции и если что-то у кого-то не укладывалось в норму, то высмеивали, жалели, относились с подозрением. Да, это было, да и сейчас ещё всё это живо.Л.

Лидия Дунай   07.10.2025 18:52     Заявить о нарушении