И что б я понимала в тонкости...

И что б я понимала в тонкости,
Чтоб жить мне тонкость понимаючи...
Не уменьшая птичьей громкости,
За словом в просинь - шасть играючи,

А там тоскуют стаи поздние,
Да от прощания крикливости,
Где осень - вся из невозможности,
Печалью дышит высшей милости.

Надежда с ликом солнца тихого,
А вера - ливнем всеобъемлющим.
Что листопад прогорклой рыхлости?
Где чернозём прощеньям внемлющий,

На все четыре полон грустями,
Да перелётными споясанный.
Живём с представленными кущами,
Под облетающими вязами.

Где тонкий свет сентябрьской нежности,
Чуть приласкает паутинами...
Там с фатализмом неизбежности
Жжёт речь над вялыми картинами.

А небосвод форсит понуростью,
И я под ветром оголтелости,
Лежу, как плод литературности,
В траве бесславной перезрелости.


Рецензии
О, как вкусно получилось! Вкусно, изящно и тонко. НО при всей тонкости и изящности, само стихотворение чрезвычайно насыщено, объёмно и богато метафоричностью. И всё это поднято на щите образности - для передачи чувств и переживаний. Например, "осень – вся из невозможности". Эпитеты яркие и выразительные: "Стаи поздние", "чернозем прощеньям внемлющий", "тонкий свет сентябрьской нежности" и др. Необычный порядок слов с перекрёстной рифмовкой ("Надежда с ликом солнца тихого") также усиливает выразительность. Как директор картинной галереи не могу не сравнить эту поэтику с изобразительным искусством: стихотворение перекликается с мотивами осенних пейзажей в живописи, особенно с работами художников-пейзажистов, изображающих увядающую природу. Например, можно провести параллели с картинами Исаака Левитана. В литературе близки мотивы увядания и принятия в лирике русских поэтов "серебряного века". НО в отличие от "академизма", автор вносит свою авангардскую лепту - использует разговорные, просторечные слова ("шасть", "играючи"), которые создают ощущение непосредственности и доверительности. Само стихотворение я интрепретирую так – размышление о сложности человеческого существования, о неизбежности увядания и принятия этого процесса. Лирическая героиня стремится к глубокому пониманию мира, к постижению его "тонкости", но осознает свою уязвимость перед лицом времени и неизбежности. В то же время, в стихотворении звучит и принятие этого, готовность стать частью осеннего пейзажа, "плодом литературности" – то есть, результатом пережитого опыта. А отсутствие названия стихотворения акцентирует универсальность и личную природу переживаний.

Владислав Звягин   26.09.2025 18:50     Заявить о нарушении