Рябиновая улица

Рассказ

1

В 20-х числах августа 2000 года я занёс в тамбур электрички «Владимир-Москва» дорожную сумку моей Мамы. Мама уезжала в Москву, в аэропорт Внуково, на самолёт «Москва-Новый Уренгой».
Мама плакала. Я не плакал, но у меня болело сердце, предчувствуя горькое одиночество. Мы обнялись. Двери тамбура закрылись. Прозвучал красивый молодой женский голос:

«Осторожно, двери закрываются, следующая остановка – Юрьевец!»

Мы махали друг другу ладошками, Мама мне, а я Маме. Поезд тронулся, набирая скорость и последний вагон электрички исчез из поля моего зрения, уезжая в московскую даль. Я остался один на почти пустом перроне.
Пересёк широкую привокзальную площадь города Владимира, поднялся по мраморной лестнице Вокзального спуска, дошёл до автобусной-троллейбусной остановки, сел в нужный автобус и поехал на улицу Чайковского, где с конца июля, в одном из двухэтажных кирпичных домов, снимал комнату у одной из чужих владимирских бабушек.
Тогда эта остановка называлась «Таксопарк». Сегодня она называется «Улица Петра Ильича Чайковского». Во всяком случае, мне хочется, чтобы она официально называлась именно так.

2

Почему именно в честь великого русского композитора, автора музыки для «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Орлеанской девы», «Лебединого озера»?!
Простите, я не краевед, а жаль!
Но в городе Владимире очень много улиц, объектов и мест, названных в честь великих русских композиторов: Александра Александровича Алябьева, Сергея Ивановича Танеева, Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Александра Порфирьевича Бородина, Петра Ильича Чайковского.

3

От ж/д вокзала до улицы Чайковского я ехал в тоске и грусти. Смотрел в окно на совершенно чужой и незнакомый, тогда, город.
Я открыл чужую квартиру ключом. Хозяйки дома не было. Я прошёл в свою чужую съёмную комнату со шкафом, кроватью, письменным столом у широкого окна, выходящего на сквер имени П.И. Чайковского.
Сейчас, в середине 2020-х годов это место прогулок и отдыха владимирцев и гостей Древней столицы отремонтировано, отреставрировано и облагорожено. Новые лавочки, цветочные клумбы.
В центре сквера Памятник Петру Ильичу. Великий русский композитор стоит и вдохновенно смотрит на небо, сверкая в солнечных лучах погожего летнего дня, словно продолжая мысленно сочинять, творить свою гениальную музыку.
Тогда же, летом-осенью 2000 года, четверть века назад, это место было запущено, являясь символом угасающей Советской эпохи, серым и депрессивным.

4

Я сел у окна своей комнаты. Под окном, возвышаясь до второго этажа, росло дерево рябины, густо усеянное ярко-оранжевыми серёжками ягод.
Ветви рябиновыми гроздьями касались стекла моего окна; и вся прямая аллея от окна до поворота городской дороги живописно горела предосенними рябиновыми деревьями, усеянными краснеющими ягодами.
Рябины спасали сквер Чайковского от серости и депрессивности конца 1990-х годов.

5

У меня оставался один выходной. С понедельника начиналась недельная трудовая практика в деканате, а ещё через неделю начиналась учёба в университете, первый курс, поэтому тосковать и грустить времени не было.
Нужно было покупать продукты, готовить. Хозяйку я почти не видел.
На следующее утро после отъезда Мамы я поехал на переговорный пункт и позвонил ей на домашний телефон. Она долетела-доехала хорошо. Это ещё больше меня вдохновило и уменьшило чувство моего одиночества.

6

Я каждый день ехал от улицы Чайковского до «Новинки» - корпусов ВлГУ. Каждый день, всю осень я любовался растущими по двум сторонам улицы высокими, почти до крыш домов, рябинами, горящими алой ягодой, с багряными листьями.
На Ямале, где я жил с 1996 до 2000 года рябина являлась лесным кустарником и теперь я любовался настоящим русским деревом, воспетым русскими поэтами Сергеем Александровичем Есениным, Мариной Ивановной Цветаевой.

7

Рябины росли почти до улицы Красноармейской, а с другой стороны, за высокой кленовой-липовой рощей, перед троллейбусным парком, кирпичное одноэтажное здание с магазинами называлось «Рябинка».
Поэтому для себя улицу Петра Ильича Чайковского я назвал «Рябиновой улицей». Каждое рябиновое дерево, как живая картина кисти художника Игоря Эммануиловича Грабаря.
Последняя рябина росла на газоне перед серым панельным зданием колледжа с огромным высоким пирамидальным тополем в его дворе, слева от входа. Этот тополь в городе Владимире как горячий привет с Юга, от подножия песчаного бархана Сары-Кум в Дагестане, например.

8

А напротив могучего высокого широко-ствольного ярко-зелёного летом тополя на зелёном скошенном газоне тонкая рябинка, последняя, крайняя жительница улицы Чайковского – «Рябиновой улицы». Дальше, за улицей Красноармейской начинается шумный Проспект Строителей.

9

Недавно, в сентябре 2025 года, я ехал на автобусе по «Рябиновой улице» моей юности. Деревьев рябин стало меньше, а у оставшихся, почему-то спилены верхушки, хотя помех нет.
Кто-то решил лишить деревья ощущения высоты? Кто этот «дизайнер»?

15-16 сентября 2025 года


Рецензии