пять минут вечности

ночь в сантьяго пахнет
дождем и металлом
пыль от стадиона всё ещё стоит в воздухе
где-то в темноте горят прожектора
освещая пустые трибуны.
они видели слишком много.

виктор идёт
пончо прилипло к плечам
волосы мокрые от дождя
гитара за спиной тихо звенит
словно струны сами помнят аккорды.
никто не спрашивает, откуда он
никто не видит, что под ногами у него нет тени.

мануэль идёт рядом
сжимая в руках бумажный пакет с хлебом
и этот хлеб ещё тёплый
- vamos, hermano, -
говорит виктор,
и в его голосе вкус соли и дыма,
и странная радость тех, кто уже
перешёл через реку.

никто не знал,
как он его нашёл,
и как привёл через дождь,
через годы,
через смерть.
через весь этот ад.

аманда стоит у стены фабрики,
и дождь хлещет так,
будто небо решило стереть город
с лица земли.
её пальто тяжёлое,
волосы прилипли к щекам,
губы дрожат
виктор держит за руку мануэля
взгляд его
океан и буря,
улыбка
трещина между
светом и тьмой,
и вся Латина умещается
в пяти минутах вечности.

на краю площади орёт сирена
мотоциклы прорываются сквозь толпу
они стоят втроём
будто время согнулось,
и дождь стал тёплым.
пять минут и снова горы,
и никто не поверит,
что это было.

...много лет спустя,
аманда стоит у окна,
где дождь по стеклу
рисует те же линии,
и словно кто-то опять
держит её за руку,
и вечный дождь
всегда возвращает ей
этот единственный момент,
в котором можно жить
всю оставшуюся жизнь.




P.S. Victor Jara - Te recuerdo Amanda


Рецензии
Аленка, querida...
Ты написала о вечности, которая сильнее всех диктатур на свете. О том, что они не ушли, они просто «перешли через реку» и теперь их голоса смешались с шумом океана и шёпотом андских вершин.

Эта боль не только чилийская. Она всей Латины.
То, о чём писал твой любимый Галеано что наши истории переплетаются. Что стадион «Чили» это эхо Plaza de Mayo, это отзвук выстрелов в Сан-Сальвадоре и тишина после пыток в Монтевидео.

И то, что Виктор ведёт Мануэля это классно. Потому что так и есть: только искусство, только песня, только слово, прорвавшееся сквозь тишину страха, может стать проводником для всех пропавших, desaparecidos, всех ждущих, всех так и не дождавшихся.

Спасибо тебе за эти «пять минут». За то, что твоя память живая, она пахнет мокрым пончо и теплым хлебом и стучится в каждое сердце, что помнит...

Не только Виктора Хара. Всю Латину.

Спасибо!!! из далёкой, но такой близкой для тебя .Латины

До встречи))))

Александра Хорошилова 2   17.09.2025 22:10     Заявить о нарушении
Саша!!!!

Читаю твою рецку и вижу”тишина после пыток в Монтевидео". Прямое попадание. Именно сейчас я перевожу эссе Галеано о тюрьмах Уругвая и это пронзительно совпало с твоими словами.

Ты права: та тишина была особой…
насильственной, выморочной, где даже шепот становился преступлением.

Тюрьма Libertad, главная тюрьма Уругвая… уже одно название звучит как зловещая оруэлловская шутка.

La libertad en Libertad estaba prohibida.
Это был настоящий конвейер по уничтожению человеческого в человеке.

Одно эссе про историю людей которые десять лет провели в одиночных камерах-гробах, но выжили только потому, что могли перестукиваться. Они ужетак спорили, мирились, рассказывали друг другу сны и воспоминания, говорили о женщинах, книгах, музыке, обо всем. Представляешь? Голос жизни, пробивающийся сквозь бетон забвения.
P.S. скину тебе свои переводы, твое мнение важно очень.

Спасибо, родной мой!!!

Алена Солопова   18.09.2025 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.