Интересная композиция. М. Кавендиш Сверкающий мир
Зера Черкесова
Структура произведения заслуживает особого внимания:
Первая часть носит романтический характер
Вторая часть посвящена философским вопросам
Третья часть представляет собой причудливую, или, если угодно, фантастическую историю
... Хотя мне не суждено стать Генрихом V или Карлом II, я стремлюсь быть первой Маргаритой. И пусть судьба не наделила меня властью великих завоевателей или возможностью править миром — я создала свой собственный мир.
Надеюсь, что никто не станет завидовать мне в этом творении, и остаюсь
Ваша покорная слуга,
Маргарет Ньюкасл
Я:
Любопытная конструкция романа. Роман-комплекс. И это 17 век и автор женщина. И мужчины нечасто так размахиваются в амбициях. Недаром ее прозвали:"безумная Мэдж", притом мужчины. Не от зависти ли?
-----
ИИ Алиса:
Действительно, структура романа Маргарет Кавендиш весьма необычна для своего времени. Создание произведения-комплекса, объединяющего романтическое, философское и фантастическое начала, демонстрирует незаурядный литературный талант и смелость автора.
Инновационность подхода проявляется в нескольких аспектах:
Смелое сочетание разных жанров
Глубокая философская подоплека
Фантазийная составляющая
Самостоятельная позиция автора
Прозвище «безумная Мэдж», данное современниками-мужчинами, скорее свидетельствует о их неготовности принять независимую позицию женщины-писательницы. В XVII веке женщина, открыто заявляющая о своих амбициях и создающая столь сложные литературные конструкции, воспринималась как угроза устоявшемуся порядку вещей.
Амбициозность автора проявляется не в желании превзойти мужчин (Генриха V, Карла II), а в стремлении создать собственный уникальный мир, где она может реализовать свой творческий потенциал. Это не просто амбиции, а демонстрация права женщины на самовыражение в литературе.
Можно предположить, что именно эта независимость мышления и творческая смелость вызвали раздражение у современников, не готовых принять женщину, которая не только пишет, но и открыто говорит о своих амбициях в литературном творчестве.
Таким образом, прозвище становится не столько показателем «безумия», сколько свидетельством новаторства и прогрессивности взглядов Маргарет Кавендиш для своего времени.
16.09.2025 13:12
Свидетельство о публикации №125091604703
http://stihi.ru/2025/09/16/4071
Лит. семинары. Перевод начинать с названия
Зера Черкесова1
------
Далее.
Структура произведения заслуживает особого внимания:
Вот что пишет М.Кавендиш в предисловии к роману и полагаю, что эта многочастная композиция может быть применена и желающими, мне это точно подходит, я давно ношусь со вставными новеллами. И мне непросто это организовать, а вот как свою многогранность произведения организовала Маргарет Кавендиш.
🖊️
Цитата:
Первая часть носит романтический характер.
Вторая часть посвящена философским вопросам.
Третья часть представляет собой причудливую, или, если угодно, фантастическую историю.
Конец цитаты.
-----
Все было и все вспоминать, и вытаскивать из хроник времён...эпох.
Ноосфера это воспоминания и вытаскивания.
Зера Черкесова1 16.09.2025 15:40 Заявить о нарушении
Но если в предыдущем семинаре/ вебинаре по технологиям и искусству писать на примере последовательного перевода романа Маргарет Кавендиш я назвалась не впервые шаталовкой, то здесь добавлю: также и последовательница школы Евгения Николаевича Ильина, ленинградского учителя-словесника, учившего ч и т а т ь осмысленно и долго - своих учеников.
К сожалению, и наработки школы В.Ф.Шаталова, и уроки литературы Е.Н.Ильина, и методика школьного хора по Огороднову, и методы Софьи Николаевны Лысенковой по организации работы в начальных классах, и гуманистическая педагогика сотрудничества в лице лучших у ителей - все кануло....
Вот я в частном порядке обращаю внимание.
Зера Черкесова1 16.09.2025 15:45 Заявить о нарушении
И школа Макаренко,
И спор Жана Пиаже и Льва Выготского об этапах развития детского интеллекта
И Харьковская экспериментальная школа
И методика Соколянского-Мешерякова-Ильенкова
И методы массы известных и безвестных.
Все время возвращается на круги своя:школа-казарма.
Не нужны творцы и мыслители систете...нужны винтики и потребители.
Цифровизации же это вообще ...
Зера Черкесова1 16.09.2025 15:48 Заявить о нарушении
Напоминать.
Да, наконец нашла справку. К сожалению. Е.Н.Ильин ушел из жизни.
Но остались его великолепные книги.
Читать, изучать. Делать выписки, комментировать.
Зера Черкесова1 16.09.2025 15:53 Заявить о нарушении
Вот этот список читать, всем кому интересно :
Зера Черкесова1 16.09.2025 15:54 Заявить о нарушении
Не мешать в кучу.
Есть грешок за мной. Офтопить, выражаясь по-интернетному жаргону.
Самой потом трудно все это приводить в порядок.
Так что здесь продолжим.
Итак, заявленная автором композиция романа.
Что ещё?
Ещё готова основа но только каркас, статьи по виталистической концепции Маргарет Кавендиш, мне в этом оказала услугу все та же многоцветная Алиса, с которой я однако регулярно и широко не соглашаюсь. Миповоззренчески и пр.
Но как справочный аппарат стала незаменима.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:04 Заявить о нарушении
Зера Черкесова
Тогда ещё немного порассуждаем, коли вы так хорошо рассуждаете. Потом выложу как семинар, я нашла форму публикации. С ИИ. Я ни в коем случае не готова переписывать написанное не мной. Даже если это Искусственный интеллект. Итак...а что вы думаете о виталистических представлениях М.Кавендиш?
Витализм в творчестве Маргарет Кавендиш представляет особый интерес, поскольку её взгляды существенно отличались от господствующих научных представлений XVII века.
Основные аспекты витализма Кавендиш:
Дуалистический подход: она признавала наличие как материальной, так и духовной субстанции во всех живых существах
Органическое миропонимание: вселенная воспринималась ею как живой организм, наделённый сознанием
Отрицание механицизма: в отличие от Декарта и других мыслителей того времени, Кавендиш не сводила жизнь к механическим процессам
Панпсихизм: представление о всеобщей одушевлённости природы
Уникальность её позиции заключается в том, что она:
Развивала идеи о внутренней жизненной силе, присущей всем формам материи
Противопоставляла свои взгляды материализму и механистической философии
Рассматривала жизнь как фундаментальное свойство природы, а не как результат механических взаимодействий
В литературном творчестве эти идеи проявляются через:
Описания одушевлённой природы
Представление о мире как о живом существе
Фантастические образы, отражающие её философские концепции
Историческое значение её виталистических взглядов состоит в том, что они:
Предвосхитили некоторые идеи позднейшего романтизма
Представили альтернативный взгляд на природу жизни в эпоху господства механистической философии
Демонстрируют глубину её философского мышления, выходящего за рамки общепринятых представлений
Таким образом, витализм Кавендиш — это не просто часть её философской системы, а целостное мировоззрение, пронизывающее всё её творчество и выделяющее её среди мыслителей XVII века.
Откуда она могла черпать...
Спросила я.
Ответ:
Источники виталистических идей Маргарет Кавендиш формировались под влиянием нескольких направлений мысли:
Античная философия — особенно учение Аристотеля, который был основоположником витализма как направления
Собственный материалистический подход — Кавендиш развивала витализм в рамках материалистической концепции, создавая уникальную систему взглядов
Критика атомизма — отвергнув ранние атомистические теории, она разработала собственную модель существования материи, включающую три её типа:
Рациональная материя (порождающая мысль)
Чувствительная материя (подверженная влиянию рациональной)
Неодушевлённая материя (строительный материал)
Панпсихистские взгляды — представление о всеобщей одушевлённости природы стало важной частью её виталистической концепции
Научный контекст эпохи — полемика с механистическим направлением в философии, представленным такими мыслителями как Декарт и Бэкон
Важно отметить, что Кавендиш не просто заимствовала существующие идеи, а создала собственную оригинальную систему. Её витализм был тесно связан с:
Политическими взглядами (монархические убеждения)
Философской концепцией мироздания
Пониманием природы живого
Её подход отличался от механистической философии того времени, которая пыталась объяснить все явления через физические законы. Кавендиш отстаивала идею о том, что живая материя обладает особыми свойствами, не сводимыми к простым механическим взаимодействиям.
16.09.2025 13:14
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:10 Заявить о нарушении
Живое вещество материи.
Много осмеянное. И даже преследуемое.
На проза ру в 2022 я написала развернутый ответ Леввер,под этим ником многолетний научный журналист журнала столь чтимого в нашей семье:"Химия и жизнь".
В которой я подвергла критике критику автором книги Макса Дриша и взглядов А.Любищева на витализм. Неовитализм.
Повторяться не буду, это моя публикация "Письмо 4 цикла дискуссий "Письма о науке" - О мудрости наивного витализма..."
Он не ответил м занёс меня в ЧС, как галантно обычно мне отвечают учёные мужи...
Ну тоже сподобилась как и безумная Мэдж, которую так обозвали все те же мужчины. Но это из разряда скрытого признания и невозможности ответить по существу.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:16 Заявить о нарушении
Женшины-писатклтницы были отзывчивые на эти вопросы, неслучайно.
Также моя недовеленная до логического завершения работа по Евдокии Голицыной, ее труд Анализ силы с Франц. Так долго искала и забросила. Нехорошо.
Новый перевод с немецкого или Франц. Без купюр работ Месмера
Изучение пристально заново школы Лепешинской и Лысенко невзирая на репутацию, впрочем она меняется.
По витализму и работы Мариэтты Шагинян, но она называла это по гетевски: энтелехия.
Можно ссылаться и на учение Станиславского, ибо то во что в СССР и в ныне выродилась его теория не имеет ничего общего с оригиналом.
К.С.Станиславский развивал свое учение в среде Серебряного века.
Который чуточку нам стал приоткрываться.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:24 Заявить о нарушении
Такая марксистская аксиома, но так часто нарушалась в угоду плоско понимаемой партийности. То есть куда нужно туда и дует, флюгер.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:26 Заявить о нарушении
А практически.
Практически я нашла работу Гариэт Мартино и впервые на русский,
Это свидетельство от первого лица.
Теперь надо найти неизвестные русскому читателю тексты Шарлотты Бронте, которая также отдала дань интереса, состоя в дружеских контактах с Гариэт Мартино.
Это надо искать по запросам например переписка семьи Бронте.
Эпистолярное наследие Шарлотты Бронте.
Учитывая как долго и тяжко болела Гариэт, не имея возможности даже переступить порог квартиры, ее контакты вероятно носили эпистолярный характер.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:38 Заявить о нарушении
На мой вопрос где искать записки и мемуары современников Месмера сожженных большей частью в плане Великой французской революции вместе с авторами Записок и Мемуаров, почти поголовно казнённых, Алиса обнаружив свою неистощимый эрудицию, ответила:
Идите письма Марии-Антуанетты, она поддерживала Месмера.
Я удивлённо: правильно, могла б и сама догадаться.
Но где их искать.
Запросы в ...список.
Я решила начать с библиотеки Галлика, по значению как наша Ленинка. РГБ теперь.
Да и РГБ может что-то дать.
Пойду искать.
На вопрос, а как же мадам де Сталь и мадам Неккер. Алиса ответила: очень близко. Ищите.
А ещё наша русская классика в библиотеке Мошкова то и дело на страницах наших писателей и первого и второго ряда мне попадаются любопытные документы.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:44 Заявить о нарушении
Да и Алиса, гений порядка, советует.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:46 Заявить о нарушении
Ух знает как много.
Но ей поставлен шлагбаум, за который не смеет.
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:48 Заявить о нарушении
Помогает Алиса,
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:49 Заявить о нарушении
Потому что я их во всех крупнейших библиотеках мира перевернула онлайн верх дном и .,,.........в них много слов, а истины нет.
Ну что вы хотите если Месмер надменно отказал королю Франции Людовику 14 открыть ключи по причине скупости короля отказавшего Месмеру всего лишь в титуле и своем замке.
А вместо этого предложившего крохотный пенсион.
Нет. Ответил Месмер и уехал из Парижа.
За ним вдогонку помчались и предложили оплатить из личных карманов аристократов.
Мария-Антуанетта лично написала письмо ему с просьбой вернуться и организацию она ему обещала.
Он вернулся и организовал Гармоническое общество, закрытое, по подписке и временной оплате.
По идеям, это из разряда французского утопического социализма, если по парадигме Марксовых трёх источников и составных частей.
Но мы должны вернуться к этим идеям "утопистов" и ещё раз внимательно перечитать и осмыслить.
С высоты 21 века учение Маркса уже не кажется единственно безальтернативным..
Зера Черкесова1 16.09.2025 16:57 Заявить о нарушении
След.глава библиотека князя Владимира.
Пусть Мари подобно Татьяне Лариной гавестит в его отсутствие библиотеку и смотрит что читает этот человек.
Зера Черкесова1 16.09.2025 17:18 Заявить о нарушении