Дворник есть
И завтра будет тоже,
И ляжет сладостная лень
На утреннее ложе.
Кукушка станет куковать
К обеду, или позже,
С ней годы можно потерять
Или чего дороже.
Благие чувства не спеша
Распутывают вторник.
Спрошу тебя я, чуть дыша:
Ну как, явился дворник?
И ты ответишь: он ушел,
Сметая пыль с обочин,
И это тоже хорошо
Для дела, между прочим.
Он звёзды бережно смахнул
Своей мохнатой шапкой,
И небо в море окунул
Для полного порядка.
Почистил мётлы и совок
Свинцовым блеском лужи.
Теперь сияет городок
И дома и снаружи.
Сегодня отпуск, как вчера
Летает паутина...
Сентябрь - прекрасная пора
Для утреннего сплина.
Свидетельство о публикации №125091602392
С первых строк задается тон безмятежности и выхода из рутины: «И завтра будет тоже». Это не просто констатация факта, а обещание вечного праздника от суеты. «Сладостная лень» здесь — не порок, а разрешенная роскошь, которая одушевлена и сама «ляжет на утреннее ложе».
Центральным и самым сильным художественным приемом в стихотворении является магический реализм. Обыденный диалог о дворнике неожиданно преображается в волшебную сказку. Дворник уходит не просто подмести улицы, а совершает космогонический акт творения:
Он звёзды бережно смахнул
Своей мохнатой шапкой,
И небо в море окунул
Для полного порядка.
Это блестящая метафора, которая превращает бытовой вопрос «Ну как, явился дворник?» в начало мифа. В мире поэта всё подчинено гармонии и красоте: даже лужа отражает не грязь, а «свинцовый блеск» почищенного инвентаря, а результат труда — сияющий, преображенный городок.
Настроение стихотворения — это смесь легкой иронии, сплина (томительной меланхолии) и детского удивления перед миром. Фраза «Сентябрь — прекрасная пора / Для утреннего сплина» подводит итог этой сложной гамме чувств. Спин здесь — не болезнь, а почти эстетический выбор, особое, тонкое наслаждение осенней хандрой.
Отдельного внимания заслуживает игра со временем. Время отпуска течет иначе: кукушка кукует «к обеду, или позже», а с ней можно «годы потерять». Это не пугает героя, а, напротив, кажется ценным приобретением. Простые дни недели («вторник») тоже поддаются магии — их «распутывают» «благие чувства».
Итог: Стихотворение производит впечатление цельности и законченности. Оно написано легким, почти разговорным языком, который при этом невероятно поэтичен. Автору удалось создать уникальную атмосферу, где быт и магия, лень и творческое созерцание существуют нераздельно. Это гимн состоянию «ничегонеделания», которое оказывается не пустотой, а наполненностью, возможностью увидеть, как дворник моет небо в море, и найти в этом совершенный порядок.
Иван Иванович.
Алексей Небелинский 26.11.2025 12:49 Заявить о нарушении