Куколка Василисы Прекрасной
Само имя ВАСИЛИСА (от греч. «царственная») предопределяет её судьбу. Конечно, связь с земными царями и царицами здесь понимается чисто условно, образно-метафорически. В любой волшебной сказке это всегда намёк на высшие ступени духовного развития ЧЕЛОВЕКА. К этой цели Василиса идёт долгим и трудным путём, во многом похожим на путь Души из других сказок – «Крошечка-Хаврошечка», «Золотой башмачок», «Морозко», «Золушка», «Пёрышко Финиста ясна сокола».
У героинь этих сказок всегда есть свой волшебный друг и помощник. Это может быть «коровушка», «рыбка», «собачка», «крёстная», могут быть и «три старушки». А Василисе Прекрасной из сказки «Царевна-лягушка» помогают сразу несколько «мамок-нянек»! Интересно, что в сказке «Василиса Прекрасная» у Василисы нет «мамок-нянек», а есть только одна «куколка». Именно эта куколка делает сказку единственной в своём роде.
Откуда взялась «куколка»?
В самом начале сказки говорится:
«…купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
«Слушай, Василисушка! Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Мы видим, что мать вынимает куклу «из-под одеяла» как нечто скрытое под покровом, тайное, сокровенное… Это сокровенное нужно всегда держать при себе и никому показывать, т. е. раскрывать перед другими людьми свою душу.
Особенно важно то, что кукла как бы переходит из рук в руки ВМЕСТЕ с родительским благословением. С этой минуты устанавливается незримая духовная связь между душой дочери и душой матери, которая сохранится и после её смерти, т. е. не будет зависеть от всего материально-вещественного.
Что означает «родительское благословение»?
Это огромный источник животворящей энергии, текущий от души матери к душе дочери. И это не только передача через слово основных жизненных правил, но и защита от злых сил, помощь во всех деяниях, бедах и невзгодах.
По христианской традиции мать в начале просит благословение у Бога:
«Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо моё в настоящее время…»
Затем, мать с иконой Богородицы в руках говорит примерно так:
«Я даю тебе своё материнское благословение на жизнь и желаю тебе всего того, что Господь может тебе дать».
О благословении говорится и в Ветхом Завете: «Ибо Господь, Бог твой благословил тебя во всяком деле рук твоих…» (Второзаконие 2:7), и в Новом Завете (на Тайной Вечери): «…Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). С материнским благословением дитя получает защиту и покровительство не только Богородицы, но и Самого Иисуса Христа!
Тогда зачем мать дарит ещё и «куколку»?
Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое характерно не только для многих сказок, но и шире – для всей многовековой русской духовной жизни – с двоеверием.
Куколки-обереги (мотанки) долгое время соседствовали с иконами в крестьянских избах. Считалось, что они передавали жизненный опыт от родителей к детям. Эта вера в обереги уходит своими корнями в древнее язычество. Издавна похожие на человека фигурки участвовали в обрядах и ритуалах, играя роли различных божков. Им поклонялись, молили о защите от злых духов и болезней, о помощи и удаче во всех делах. Верили, что в них вселяются души предков, которые не оставят в беде своих родных.
Разные куколки помогали по-разному: «пеленашки» охраняли малышей в люльке, «зерновушки» способствовали урожаю, «лихоманки» брали на себя всякую хворь.
В нашей сказке, видимо, речь идёт о тайном женском обереге-куколке «десятеручке». Её никогда не давали в руки чужим людям и не разрешали детям с ней играть. Обращались с ней очень бережно, как с живым существом. Она хранила от злых духов и помогала успевать по всем делам. Правда, успех в любой работе приносила и кукла «успешница», которая была очень благосклонна к труженицам. А трудится Василисе приходилось не меньше, чем Золушке. Но именно в труде её Душа совершенствуется и преображается!
Сказка говорит нам, что Василиса Прекрасная «всё переносила безропотно», несмотря на то, что «мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами». Но ей всегда удавалось легко справиться с любым заданием по хозяйству.
«Как же это так делалось?» – спрашивает сказка и тут же отвечает: «Василисе помогала её куколка». Заметим: именно «помогала», а не делала за неё всю работу!
Но ведь в сказке говорится, что куколка «всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвёт цветочки, а у неё уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена. и печь вытоплена».
Да, можно подумать, что куколка САМА может выпалывать гряды, САМА поливать капусту, САМА носить воду, топить печь… Возможно ли такое? Конечно, нет. Если мы думаем, что в сказке всё возможно (это же сказка!), то мы ошибаемся. Здесь чувствуется либо литературная обработка сказочного текста (о которой говорится в конце книги), либо оплошность самой рассказчицы, которая в похожих случаях говорит другое:
«Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили». То есть сделали ВМЕСТЕ! А потом у бабы-яги Василиса САМА стряпает обед, у старушки САМА прядёт пряжу, САМА шьёт «не покладываючи рук» дюжину сорочек!
Мы видим, что куколка оказывает помощь Василисе не в прямом (физическом), а в переносном (духовном) смысле.
Что означает фраза «дай ей поесть»?
Кормление куколки – отголосок древнего обряда приношения бескровных жертв богине плодородия Макоши (хлеба, зерна, плодов), чтобы заручиться её благосклонностью. Этой жертвенной пищей и кормит Василиса свою куколку. Фраза «дай ей поесть» – означает дать куколке часть своей энергии, часть своих жизненных сил, чтобы оживить её.
То, что это именно жертвенная пища, следует из текста:
«Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек». Кормление происходит всегда в тайне: «как все улягутся, она (Василиса) запрётся в чуланчике…» На что намекает сказка? Очевидно на то, что всё происходит при закрытых дверях от внешнего суетного мира, в сокровенных глубинах Души…
Когда куколка покушает, она оживает: «глаза её заблестели, как две свечки…»
А когда куколка начинает говорить, Василиса слышит знакомый голос:
«Не бойся, Василисушка! Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе».
Вспомним слова матери в начале сказки: «береги её всегда при себе…» Чей это голос? Конечно, это голос родной матушки! Сомнений не остаётся: домотканая куколка-оберег – это соединительная ткань, связующая нить между душой матушки и душой дочери, своеобразный живой «канал связи» между ними.
Что же важнее для Василисы – куколка, или благословение?
Несмотря на языческие корни, сказку озаряет изнутри духовный свет христианства. Даже сама куколка говорит:
«Молись богу да ложись спать», «…помолися да спать ложися…» Отправляясь к бабе-яге (нечистой силе) за «огнём», Василиса «положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес». Всё же крестное знамение, молитва, благословение занимают в её душе очень важное место! Когда баба-яга спрашивает Василису: «Как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?» она отвечает:
«Мне помогает благословение моей матери».
Этот ответ приводит бабу-ягу в ярость: «Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных».
Почему же Василиса не сказала, что ей помогает куколка? Ведь сказка прямо говорит: «Василисе помогала её куколка». Но в критически опасной ситуации, когда Душу готова «съесть» баба-яга, (т. е. нечистая сила хочет овладеть и насытиться её энергией), единственное спасение – материнское благословение. Оно сильнее любого оберега!
Постепенно христианская вера Василисы крепнет и совершенствуется. Мы видим это на примере прядения: «пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Под «прядением» в сказках всегда подразумевается мышление. Оно становится мудрым и утончённым как тонкое полотно: «сквозь иглу вместо нитки продеть можно». А сделанные из этого полотна 12 сорочек свидетельствуют о законченном цикле высшего душевно-духовного развития.
Теперь Василису можно назвать не только Прекрасной, но и Премудрой. В неё влюбляется ЦАРЬ (высшее «я») и, соединяясь с ним, Василиса становится ЦАРИЦЕЙ!
***
Свидетельство о публикации №125091306321