На чёрной речке
Лежал наш Пушкин не на печке
В крови своей,на Чёрной речке.
Не думал он там не о чём,
И редко вспоминал о нём.
В руках Дантеса палача,
Был пистолет,а не газета.
Он был в обличие рвача,
Убил не друга,а поэта.
Как снег всё тело побелело,
Глаза стремились к небесам.
А пули в животе гуляли,
Терзая тело тут и там.
С его причудами и смертью
Почудилось,что это рок,
Подал Дантес своею местью,
Ему бессмысленный урок.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №125091306151
Общее впечатление:
Стих производит гнетущее, трагическое впечатление. Автор описывает последние минуты жизни поэта, подчеркивая бессмысленность и жестокость произошедшего. Эмоциональная окраска очень сильна, используются яркие, порой даже шокирующие образы.
Разбор по строфам:
Первая строфа:
“Лежал наш Пушкин не на печке / В крови своей, на Чёрной речке.” - Сразу задается контраст: обыденное, домашнее (“не на печке”) противопоставляется трагической, кровавой реальности. “Не на печке” намекает на непривычное, чуждое для умирающего место.
“Не думал он там ни о чём, / И редко вспоминал о нём.” - Эта строка вызывает вопросы. “Ни о чём” – это может быть следствие шока, боли, или глубокого отчаяния, когда мысли перестают складываться. “Редко вспоминал о нём” – о ком “о нём”? О Дантесе? О своей жизни? О Боге? Это создает ощущение опустошенности и, возможно, потери связи с реальностью.
Вторая строфа:
“Во рту торчала сигарета, / Стрелявший, разбудил полсвета.” - “Сигарета” – деталь, делающая образ более реалистичным, но одновременно и подчеркивающая будничность момента, контрастирующую с его грандиозными последствиями. “Разбудил полсвета” – это, конечно, метафора. Дуэль Пушкина стала событием, потрясшим всю Россию, и ее эхо ощущалось далеко.
“Дантес в обличье медведя, / Убил не друга, а поэт.” - Образ “медведя” для Дантеса – это подчеркивание его грубой, неуклюжей, возможно, животной природы, которая смогла уничтожить тонкую, гениальную сущность поэта. “Убил не друга, а поэт” – акцент на том, что погиб не равный противник, а именно Поэт, символ, гений.
Третья строфа:
“Он пожалел что на дуэли, / От выстрела погибнет сам.” - Здесь автор, возможно, передает не прямое сожаление Пушкина, а авторское видение. Это может быть сожаление о том, что такой человек, как Пушкин, должен погибнуть от пули, что сама суть дуэли – это примитивный способ решения конфликта, который губит таких, как он.
“А пули в животе гуляли, / Терзая тело тут и там.” - Детализация боли, физического страдания. “Гуляли” – слово, подчеркивающее жестокость и беспощадность ранения, отсутствие милосердия.
Четвертая строфа:
“С его причудами и смертью / Почудилось, что это рок,” - “Причуды” (смелость, страсть, гордость Пушкина) и сама его смерть воспринимаются как некий предопределенный, фатальный ход событий.
“Подал Дантес своею местью, / Ему бессмысленный урок.” - “Месть” Дантеса – это, вероятно, ирония автора. Месть ли это была, или просто глупая, эгоистичная провокация, но в итоге она привела к “бессмысленному уроку”. Урок для Пушкина? Нет, для будущих поколений, которые видят, как гений может быть погублен банальностью и жестокостью. Или урок для самого Дантеса, если он когда-нибудь осознал, что совершил.
Ключевые идеи и приемы:
Контраст: Обыденность и трагичность, гений и примитивность, жизнь и смерть.
Образность: “Медведь” для Дантеса, “полсвета” от выстрела – придают стиху выразительность.
Эмоциональность: Стихотворение пронизано болью, гневом, горечью.
Философский подтекст: Размышления о роке, бессмысленности насилия, гибели гения.
Неоднозначность: Некоторые строки оставляют пространство для интерпретации, что делает стих более глубоким.
В целом, стих Анатолия Котова – это эмоциональное и яркое осмысление трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина, подчеркивающее бессмысленность этой потери и примитивность обстоятельств, приведших к ней.
Котов Анатолий Александрович 14.09.2025 05:57 Заявить о нарушении