Исаакиевский собор

Здравствуйте, дорогие читатели.
делюсь с вами впечатлениями от поездок с нашим классом в собор святого Исаакия Долматского.
от школы мы ездили в него много раз.
итак. сначала было воздвигнуто 3 небольших церкви, но деревянная сгорела, а другие разрушала вода.
третью церковь было решено построить всего в 20 метрах от Невы.
А теперь расскажу об этом интересном месте более подробно. Первая была возведена в 1707 году и носила временный характер. Убранство той церкви было скромным. В 1712 году там обвенчались Пётр Великий и Екатерина.  в день рождения царя отмечался и праздник, связанный с Исаакием Долматским. Поэтому Пётр и решил воздвигнуть в честь него храм. В 1717 году Пётр заложил первый камень для строительства второй Исаакиевской церкви, уже каменной. Строилась она 10 лет.
Там приняли участие ещё несколько ведущих архитекторов первой четверти 18 века. Здание было удлинённым и имело колокольню. По внешнему облику оно напоминала Петропавловский собор. Церковь находилась на берегу реки, из-за чего на её стенах стали появляться трещины, а фундамент размывался. В 1763 году было принято решение о том, чтобы разобрать её.
Екатерина Великая чтила память Петра Первого и по проекту Аринальге было принято решение воздвигнуть новую церковь в изящном стиле барокко с пятью главами и трёх-ярусной колокольней в 1768 году.
Но храм строился 34 года. Архитектор Бринна вынужден был упростить задумку Ринальди по приказу Павла Первого.
Здание было не пропорциональном и никак не вписывалось в парадный облик центра города. Александр Первый, стремившийся сохранить большую часть замысла Ренальде, объявил с 1809 по 1812 год конкурс для поиска лучшего архитектора. Там участвовали известные зодчие, но большее внимание привлёк молодой французский архитектор. и вот наконец было принято решение о строительстве кафедрального Исаакиевского собора.
он строился с 1818 по 1858 год.
архитектор О. Монферран посвятил своему творению большую часть жизни.
Перед ним стояла задача о перестройке храма, созданного до карниза и неполностью облицованного.
Архитектор пришёл к выводу о сплошном фундаменте.
Один маленький недочёт и вся конструкция собора могла рухнуть под собственной тяжестью, не выдержав болотистой почвы.
Само строительство было затруднено из-за создания грандиозного творения.
Одной из непростых задач было укрепление и изобретение прочного фундамента и каменной кладки в 7,5 м с прочными металлическими связями.
Также нужно было вырубить, доставить и воздвигнуть 48  колонн под портиками из гранита, выломанного вручную.
Этой технологией владел уроженец Вологодской губернии Самсон Суханов.
Выломка монолитного гранита проходила близ Выборга, на карьере Питерлакса. Монолиты доставляли в Петербург на первых в России буксирных судах с баржами.
Те колонны действительно огромны и их даже не обхватить. при строительстве были использованы новые технологии. сначала в землю вбивали сваи из брёвен, которые тщательна просмаливали.
перед этим из огромного котлована постоянно выкачивали воду, а сваи вбивали, придерживаясь строгого расположения.
Потом на них устанавливали гранитные плиты.
На устройства фундамента ушло 5 лет.
это были брёвна редкого вида сосны.
потом принялись возводить мощное здание, высота которого 102 метра.
таким образом между сваями и собором появилась воздушная прослойка.
ступеньки крыльца очень высокие 24 см каждая.
был использован стиль классицизма с элементами античности.
Благодаря созданию особых лесов, 128 рабочих могли поднимать колонну весом в 114 т и высотой в 17 м за 40-45 минут. Первая из них была установлена 20 мая 1828 года.
За этим наблюдал Николай Первый, его семья, иностранцы и многочисленные жители города.
Об этом событии писали во всех газетах как о прорыве в строительстве.
Сами колонны отполировывали несколько рабочих одновременно.
Туда отбирали крепких русских мужиков.
Примечательно, что колонны стали возводить до создания стен
Они попадали на место с помощью специального настила, намазанного салом.
Был использован кирпич и специальный раствор, который туда заливали.
Между кирпичами были металлические связи, а вверху многочисленные перекрытия.
Успешно решили вопрос с куполом, созданным из мелких металлических деталей и покрытый позолоченными листами меди.
Его диаметр 25,8 м.
Монтерран первым решил вопрос с металлическим куполом, используя лёгкий по весу и не сгораемый металл, детали из которого спокойно собирались.
Кто-то даже усомнился в прочности купола и добился приостановки его создания, но архитектор настоял на своём.
были использованы следующие породы камней: карельский мрамор- это очень редкий минерал, который добывали в одном из посёлков современной Карелии.
для перевозки камней и мрамора была построена первая рельцевая железная дорога в Петербурге в 1837 году.
его запасы сильно истощены.
этот мрамор как раз и использовали для массивных колонн.
использовался лазурит- его ещё называют небесным камнем и добывают в Афганистане.
Он необыкновенно гладкий, а мрамор более шершавый.

был применён очень хрупкий камень брикшер.он представляет собой прямоугольник с тонкими краями. Сам он намного тоньше мрамора и вышеперечисленных камней.

так же присутствуют малахит, гранит и многие другие виды минералов.
их нам и показали.
строители затаскивали на верх колонны и плиты с помощью лебедки-подъёмника с верёвками.
на стенах храма очень красивая мозаика в портретном виде.
было использовано 12000 оттенков.
Там изображены разные библейские сюжеты. В росписи собора принемал участие известный художник Карл Брюлов. Он поднимался для этого под самый купол.

на дверях есть рельефные изображения.
на одной изображен святой князь Александр Невский, на коне и с мечом в руке.
на другой- обряд крещения Руси.
у священников в руках кадила, а чуть поодаль стоят люди и готовятся зайти в воду.
Эти барильефы очень выпуклые и там ощущаются даже маленькие детали.

на полу собора есть пуговка.
существует поверье, если её потрогать и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
есть несколько алтарей: центральный и два боковых.
это алтари Александра Невского, святой Екатерины и ещё одного святого.
присутствуют иконы святой Богородицы, Христа и Исаакия Долматского.
а над куполом в 20 веке там висел маятник Фукко.
но потом его убрали и вернули на прежнее место огромного голубя.
он находится под куполом.
его вес 84 кг и крылья распростёрты на несколько метров в стороны.
и кажется, что он сейчас взлетит.
нам показали его маленькую копию, которую изготовили специально приглашенные незрячие художники.
они выполнили свою работу отлично. каждая деталь была создана в точности. Сам он покрыт глазурью.
На макете очень хорошо ощущается шарообразный купол со шпилем и крестом.
Там также есть маленькие модели колонн и портиков разной формы.
Нам даже открыли второе дно макета.
На альбомах были брайлевские обозначения.
Собор на плоской бумаге выглядит как что-то плоское, а верхушка напоминает заострённый треугольник.
Когда мы находились в здании там проходила, да и сейчас проходит реставрация. В этом месте есть сильная энергетика, особенно в центре.
Что же было с Исаакием после революции?
Он пережил реставрацию и превращение в музей.
Вовремя блокады Ленинграда храм сильно пострадал.
В нём отсутствовало отопления и вентиляции, из-за чего стены покрывались плесенью, в следствии перепадов температур. собор имеет статус музея-памятника. в настоящее время там также проводятся службы и концерты церковного хора. В храме отличная акустика.
Там ощущается величие и мощность сооружения.
Я очень рад, что смог побывать с классом в таком чудесном месте и погрузиться в его историю.


Рецензии
Как хорошо, как подробно и доходчиво. Чувствуется рука педагога:)

Белая Стихия   26.09.2025 03:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.