Горы... 5

1997-й…

[7 мая 1997 года команда «Алтай – Гималаи – Эверест – 97», в которую входили алтайские альпинисты Александр Торощин, Иван Плотников, Николай Шевченко и Владимир Тумялис, начала восхождение на Эверест с китайской стороны. На высоте 8 300 метров Тумялис из-за солнечного ожога глаза был вынужден вернуться в базовый лагерь.
Александр Торощин, почувствовав недомогание на 8 600 метрах, попытался спуститься, но сорвался и погиб. В тот же день Иван Плотников сообщил по рации о достижении вершины вместе с Николаем Шевченко, однако обратно они не вернулись. Позже тела альпинистов были обнаружены казахстанскими коллегами. В сентябре 1997 года в Барнауле был установлен памятный знак в честь погибших спортсменов.]

7-го (мая)… За две недели до Салавата Хабибуллина и Игоря Бугачевского на Макалу. В «задалось-не задалось». 14 дней (между двумя трагедиями – если к началу штурма командой Салавата) и 14 миль (между вершинами – Макалу и Эверест).
Российское телевидение тогда вело репортаж (зашедший после в документальный фильм, посвящённый экспедиции под руководством Сергея Ефимова, увенчанной «Золотым ледорубом» и двумя погибшими). По живому, так сказать. В хронику...
ЛЕГЕНДА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Фильм с эпизодами восхождения на Макалу от НТВ
Со слов Сергея Борисовича (находившегося в базовом лагере, на связи).

[21 мая в 6 часов утра ребята сообщили по радиостанции, что собираются выходить на штурм вершины. Я спросил их, как прошла ночь и как самочувствие? Салават был на связи и ответил, что нормально, только ему очень спать хочется. Восходители ночевали по три человека в двух палатках на расстоянии 50 метров друг от друга на высоте 8150м. Салават сходил до верхней палатки и выяснил, собираются ли они на выход, затем вернулся в свою палатку.
В 7 часов утра первые люди начали выходить из палаток. Первым вылез Салават, но потом вернулся в палатку и сказал, что выйдет позднее, так как у него замерзли ноги, и он хочет еще немного отдохнуть. Оставшийся путь был достаточно простым, поэтому восходители выходили по мере готовности и двигались наверх своим темпом. Алексей Болотов потом отметил, что, когда он достиг 8350м. (скальная ступень предвершинного гребня), он посмотрел вниз и увидел, что Салават вышел из палатки. Первым с вершины спускался Николай Жилин. Он то и нашел Салавата мертвым, прислонившимся к камню в позе отдыхающего человека, который поднимался вверх, примерно в 150 метрах от палатки. Признаков жизни у него уже не было. Транспортировать тело не представлялось возможным, учитывая физическое состояние альпинистов и высоту. Связавшись по рации с базовым лагерем, приняли решение захоронить Салавата там, где он умер. Ребята подняли его на два метра выше на полку, засыпали снегом и заложили камнями. На это ушло около 2.5 часов. Уже в темноте они добрели до своих палаток.
Утром следующего дня восходители сумели собраться и выйти из палаток только около 11 часов дня. Взяв с собой одну палатку, они двинулись вниз. Мы наблюдали в бинокль за их спуском из АВС и видели, что одна двойка сильно отстает. По радиостанции Болотов сказал, что Игорь Бугачевский упал на камень при спуске и повредил себе ребро. Он стал двигаться с трудом. В группе был один баллон кислорода и Игорю дали подышать, после чего он пошел быстрее. В тот день 22 мая пятерка спустились до высоты 6650м. и встала на ночевку. Игорь всю ночь дышал кислородом и утром чувствовал себя достаточно хорошо.
23 мая Николай Жилин первым ушел вниз и уже к 4 часам вечера спустился в бергшрунд, где его встретили А. Михайлов и А. Бельков, которые поднялись туда накануне, чтобы помочь ребятам спуститься вниз. Коля был уверен, как он потом говорил, что все ребята спустятся в бергшрунд, но к тому времени Юра Ермачек и Игорь достигли только высоты 7300 (лагерь 5), а Павленко и Болотов были еще выше. В этот момент Юра Ермачек роняет свой рюкзак, в котором находился спальный мешок, пуховка, баллоны с газом и часть продуктов. Тогда он решает не останавливаться на 7300м., а пытаться спуститься на 6500м. в бергшрунд (там стояли две палатки, защищенные большим снежным карнизом от камнепада и лавин, там были продукты, там их ждали). Юра спустился на 6500 в 10 часов вечера. Тройка Бугачевский -Болотов - Павленко провели ночь на 7300м.
24 мая они в 8 часов утра уже начали движение вниз. Павленко и Бугачевский двигались очень медленно. Когда Болотов спустился на 6500м. Андрей Бельков начал подниматься вверх по стене, чтобы напоить Павленко и Бугачевского горячим чаем. Сверху шли камни и он решил подождать ребят, укрывшись под нависающими скальными карнизами. Павленко уже спустился в бергшрунд, а Игорь все оставался на одном месте и не двигался. Андрей тогда решил к нему подняться и выяснить, что случилось. Когда Андрей дошел до Игоря, он увидел, что тот висит на веревках мертвый. Левая височная часть была пробита камнем. Видимо, камень попал ему в голову, когда тот перестегивался с одной закрепленной веревки на другую и не смотрел вверх. Каски на нем не было, хотя ребята утверждали, что он спускался в каске. Камни продолжали падать сверху, и Андрей понял, что и он может там остаться навсегда. Все что он сумел сделать – это спустить тело до ближайшей скальной полочки и закрепить тело веревкой. Потепление последних дней вызвало обильные камнепады по всей стене. Оставаться там стало крайне опасно. Надо было уходить вниз.
На следующий день 25 мая последние восходители спустились в АВС, на 5300м.]

Как-то так... Почти буднично. На той жуткой Стене.
Да. Ефимов Сергей Борисович (р.1944, Свердловск). ЗМС СССР (1982). Шестикратный чемпион СССР по альпинизму. «Снежный барс». Заслуженный тренер СССР (1989).
..........

Кадр с места событий (из мая 1997-го).
А это – из той же хроники. НТВ. Владимир Леонидович Башкиров (1952, Королёв, Московская обл. - 27 мая 1997, Лхоцзе). Параллельно с ефимовскими штурмовал Лхоцзе (8516, 4-я по высоте). На границе Непала с Китаем. До Эвереста – рукой подать (3 км). Через Южное седло.
Здесь (на кадре) он сопереживает происходящему на Макалу.
Май 1997-го...

[В период с мая 1996 года по май 1997-го Башкиров, по мнению тренера Владимира Кавуненко, совершил беспрецедентный в истории подвиг высотных восхождений. 23 мая 1996 года он поднялся на Макалу (8463 м, по северо-западному гребню), 23 сентября на Чо-Ойю (8201 м) по северо-западному склону, 10 октября на Шиша-Пангму (8013 м). 26 апреля 1997 года в качестве гида индонезийской гималайской экспедиции, Башкиров совершил своё второе восхождение на Эверест, а 26 мая поднялся на вершину Лхоцзе.
Владимир Башкиров умер во время спуска с этой горы от остановки сердца 27 мая 1997 года.]

Альпинист и кинооператор. МСМК. Более 50 стенных восхождений высшей категории. 8 восьмитысячников...
См. документальный (его памяти) – «Владимир Башкиров. Любовь, растворённая в воздухе» (2017).
За месяц до гибели на Лхозце Башкиров, с Букреевым и Виноградским, тащил на вершину Эвереста группу индонезийцев («почти не видевших снега»). Вместе с Букреевым, Башкировым и двумя шерпами подняться тогда смог лишь один из клиентов (Асмуджионо Праджурит, первый из индонезийцев на вершине Мира, с флагом страны). Виноградский, шедший замыкающим (без кислорода), развернулся вниз за несколько метров до цели, увидев, что взошедшие уже начали спуск.
Евгений Михайлович Виноградский (р. 1946, Свердловская обл.). ЗМС (1989). Семикратный чемпион СССР. «Снежный барс» (все советские за 7000). 20 восхождений на восьмитысячники (5 на Эверест и 7 из 14). Врач-терапевт высшей категории.
Анатолий Букреев... Анатолий Николаевич (1958, Коркино, Челябинская обл. - 25 декабря 1997, Аннапурна).
Легенда! Человечище...
В 1979-м переехал в Алма-Ату. Поближе к «высоткам». После службы в армии остался в Казахстане, с флагом того и ходил-воспарял (приняв гражданство после распада Союза). В 90-е перебрался в США.
А вообще – Гражданин Мира, большую часть времени проводивший в Непале. Там (на Аннапурне) и оставшийся-упокоившийся. В том же роковом-урожайном (1997).
С Башкировым Анатолий пересёкся и на Лхоцзе, в том мае...

[Проведя 2,5 недели в Катманду, где отдыхали, ожидая прибытия индонезийских официальных лиц и получение гонорара за работу, 15 мая Башкиров и Букреев вновь вылетели в Луклу – у обоих были пермиты (оплаченные разрешения) на Лхоцзе: Башкиров возглавлял команду российских альпинистов, а Букреев планировал траверс в паре с итальянцем Симоне Моро. Башкиров сразу отправился в базовый лагерь Эвереста, тогда как Букреев по состоянию здоровья и глядя на погоду, задержался на несколько дней внизу, в Намче-Базаре.
Выйдя на штурм вершины в полночь из II лагеря, и дойдя до русского штурмового лагеря к 5 утра, Букреев уже не застал там Башкирова. Нагнав его позднее, он разговаривал с Башкировым дважды: на подходе к вершине, а затем на спуске – оба жаловались друг другу на усталость. Владимир в ночь перед штурмом плохо спал, у него была небольшая температура. Тем не менее, он вышел к вершине вскоре после Моро и отставшего от него Букреева (от траверса Лхоцзе они отказались). Вместо того, чтобы идти вниз, Башкиров, укрывшись от ветра в кулуаре, сообщил Букрееву, что решил дождаться здесь сильно отставших членов своей команды. По мнению Букреева, именно эти два-три, а может и более, часа ожидания подточили его силы и стали причиной гибели на спуске. Кроме того, они оба были вымотаны индонезийской экспедицией и не смогли должным образом восстановиться в Катманду с его пыльным воздухом. В результате Владимир на спуске потерял сознание и, несмотря на то, что члены его команды давали ему кислород, скончался на горе.]

И такое (на спуске, в следствии чрезмерной задержки в «зоне Смерти») случалось не раз – с настоящими профессионалами, а не какими-то, пусть и талантливыми, «попрыгуЛьчиками».
Букреев... Отдельная Страница (да – не на одну монографию!). Тем более, с той Занозой от 10 мая 1996-го – на Эвересте, где ему пришлось стать соучастником настоящей Катастрофы...

13.09.2025

Лхоцзе... На снимке – справа (слева – Эверест).


Рецензии