Эссе. К вопросу о памятниках Иоанну IV

  В славном граде Астаракани в конце первой четверти XXI века стала актуальной тема Иоанна Четвёртого Мучителя (так при его жизни его звали), на которого уже в более поздние времена перешла эта кличка "Грозный", "Великий" и "царь" от предка, создателя понятия "самодержавие" (первоначально имевшее значение суверенитета и самоуправления, а не самовластья тирана) и идеи Третьего Рима. Теперь уже стесняться нечего. Всякий стыд потерян. Теперь можно и тирану памятник поставить.
   Царём называли (от имени Цесарь, Чезарэ, Цезарь) Хана Орды до её распада и упадка, когда Великий князь московский провозгласил себя чингизидом, прикрываясь чингизидом православным Симеоном Бекбулатовичем и стал претендовать на роль Хана всея Орды, прибирая потихоньку улусы Орды. Крымский Хан Гирей считал себя наследником захваченных и потерянных уже земель, он разорял Москву, гонялся за Иоанном, а Иоанн захватывал Татарию и Бывшую Хазарию по той же причине, ставя там своих вассалов у власти. Воевода Барятинский пошёл походом на Астаракань, наследницу Сарая Бату, напуганный хан Астараканский собрал свою орду и сбежал с ней в Среднюю Азию без боя. В Казань были посланы войска и построен лагерь около столицы Татарии, а после осады Казань была захвачена. От Крымского хана отгородились валом, острыми брёвнами против конницы, заставами и т.д. Иоанн поощрял экономическую экспансию Строганова и других магнатов на Волгу (основав Нижний Новгород), Урал и за Урал, постепенно прибирая к рукам сибирский улус. Разгром сибирских ханств казацкими отрядами открыл дорогу к захвату Сибири, который происходил не на деньги казны, а волей магнатов во многом вне зависимости от воли Монарха.
 Новая, Московская, орда воевала на все четыре стороны света. На западе Московия втянулась в неуспешную Ливонскую войну за якобы ранее принадлежавшие князьям территории и успешную с княжеством Тверским и Новгородской купеческой республикой, в которых погибли сотни тысяч русских людей, целые города были опустошены. Террор с помощью опричнины так же привёл к гибели тысяч людей, страна была опустошена из-за бегства народа на восток и юг. Результатом правления стала великая смута, фактический распад государства.
  Церковь признала Иоанна злодеем, за его самодурство и бешенство в казнях, в том числе и умерщвлении Патриарха Филарета. Династия Романовых так же не включала Иоанна в число славных деятелей государства, за ним всегда шла слава изверга и мучителя, хотя невольно фактически он стал основателем до-имперского обширного Ханства-Орды, (которое уже позже царь Дмитрий, провозгласивший себя императором, сделал империей). После восстановительного царствования Алексея Тишайшего её воспринял Пётр Алексеевич.
  При советской власти Иоанн был глорифицирован как патриот, собиратель земель и образец настоящего Генерального секретаря всея советской Орды вроде Ленина и Сталина. После развенчания террористической власти ВКП(б), НКВД, ВЧК, МГБ под рукосуйством тварища Джугашвили, роль Иоанна оценивалась как негативная. Никакой речи о возведении памятника Иоанну на площадях городов никогда не шло. Скульптура  Антакольского, изобразившего Царя на троне с книгой в руке, так и осталась стоять в музее. Иначе вместо Ленина по всей стране нужно было бы ставить памятники другому злодею и людоеду, создателю Российского государства. Конкурентов советская власть не хотела. Но вот теперь, когда Ленин разоблачён как подложивший бомбу замедленного действия путём образования союза республик с правом выхода вместо Большой Российской федерации автономных республик, стали раздаваться голоса о том, чтобы восстановить справедливость и установить памятники Иоанну, как символ нового террора и нового собирания земель, которые как бы по праву принадлежат кремлёвским наследникам завоевателя. Он теперь не конкурент Ленину, а подельник. И именно как символ реваншизма и исторического ревизионизма, империализма ордынского типа, террора и деспотического самовластия он и понадобился. И главное, для оправдания политики колониализма, тоталитаризма, реанимированного духа силового господства, гегемонии и военных завоеваний в современной РФ. Какой основатель государства, такое и государство.


Рецензии