Так что же мешало Демону Лермонтова полюбить? - ра
В первую очередь это произведение вновь впечатляет нас красотами природы – описания очарования мира автором будто отправляют нас в те края, но среди всего этого Божьего творения по земле скитается Демон. За довольно продолжительное время, что он существует на Земле, он сеял зло везде, но сейчас оно кажется ему бессмысленным, ведь с ним никого нет рядом, он одинок. Однажды, Демон узнает молодую девушку Тамару, которая выводит его из этого состояния, и у Демона появляется надежда на то, чтобы обрести счастье как тогда, когда он был в раю, и он хочет заполучить её душу себе.
Насчёт этой поэмы существуют разные мнения и объяснения её смысла, но я бы хотела поделиться своим. Первое, на что можно обратить внимание – это то, как представлен Демон, злой повелитель в произведении. Думаю, что не совсем как обычно, ведь здесь он поначалу не стремится творить зло и разрушать всё подряд. У Лермонтова Демон не стремится везде творить хаос вокруг, а наоборот, путается в себе, размышляет и даже хочет измениться.
И вот из этого возникает логичный вопрос: на самом ли деле Демон здесь – злой? Хотя вопрос неоднозначный, можно в нём разобраться. Изначально, по преданию, Демон раньше был ангелом, которого создал Бог, и который находился на небесах. Этот ангел позволил себе проявить гордость, из-за чего был изгнан с небес, превращён в нечестивое создание и обречён творить зло до скончания времён. И здесь стоит подумать: а что такое вообще зло? Зло – это искажённое добро, цель которого навредить, уничтожить или совратить кого-либо (в данном случае то, что создано Богом), и ведущее к отпадению от Бога, что и случилось когда-то с главным героем. Главная особенность зла состоит в том, что оно по своей природе не может ничего создавать, а только искажать и мешать добру. Также злые поступки совершаются из-за своих эгоистичных желаний, самолюбия или корыстных целей, и совершающему их становится лучше за счёт других. Следовательно, без добра зла бы и не было.
Теперь вернёмся к произведению и заметим, что Демону наскучило зло, он сеет его «без наслажденья», блуждает по свету и смотрит на мир, как на картине Врубеля:
«И всё, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел»
В таком случае, если Демон больше не в силах творить зло, но за добро ему нет никакого вознагражденья, то он просто превращается в бесчувственное создание, не имеющее приюта на земле.
Пойдёмте дальше по произведению, а именно к тому моменту, когда демон видит девушку Тамару. Тогда, смотря на эту прелестную девушку, Демон впервые почувствовал, как в его пустой груди будто возродилось чувство любви, добра и красоты. И вот у него возникает новое стремление, новая мечта, которую он стремится заполучить. Отсюда уже можно дать объяснение событиям, произошедшим после. В самом тексте о женихе Тамары говорится:
«Его коварною мечтою Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал»,
— эти слова говорят о том, что Демон предпринимает, ведь в его желании присутствует, кажется, больше порочная цель, чем светлая человеческая влюблённость. От этого он и не может отпустить её: «Как дай вам Бог любимой быть другим», — говорил один Поэт. Поэтому Демон и использует своё лучшее оружие – совращение людского ума. Жених оказывается слабым перед демонскими силами, ведь не он соблюдает обычай помолиться у часовни, тем самым не просит Божьей помощи, отходит от Бога и переходит в руки Демона, за что не заслуживает упокоиться с миром.
Жених приезжает на свадьбу, но в не очень живом состоянии, что вызывает печаль и тоску в семье Гудала. Этой же ночью Тамара слышит слова Демона, обращённые к ней, и понимает, что нечистый овладевает ею и внушает какую-то пророческую и странную мысль во сне. Далее у нас идут слова о том, что Демон с грустью смотрит на Тамару, будто тоже сожалеет об её утрате, но здесь не обольщайтесь, ведь
«То не был ангел-небожитель,
Её божественный хранитель»,
то есть демон всё-таки не может сожалеть о содеянном, внутри него происходит борьба стремления к светлому и его тёмной природы, потому Лермонтов описал его так:
«Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..»
Я думаю, что после прочтения XVI (16-ой) главы Вы задались вопросом: что же это за мысль была, смутившая Тамару? Точного ответа нам узнать, к сожалению, не удастся, но у меня созрели некоторые предположения. Первое – это то, что эта мысль имеет прямую связь с третьим искушением Христа диаволом, а точнее искушением власти, описанным в Евангелии от Матфея (от Матфея 4:9). Поэтому, зная этого коварного искусителя, можно предположить, что в этот раз он мог также предложить девушке власть над всем миром и его адом, в обмен на поклонение ему. Второе отчасти сходно с первым, но имеет более простой смысл, который мы прочитаем в тексте далее. Демон мог изъясняться Тамаре в любви и предлагать быть с ним, но девушка понимает, кто толкует с ней и, желая найти защиту от нечистого духа, просит отца отвезти её в монастырь.
В тихом и мирном уединении монастыря, девушке всё равно не становится лучше, ведь каждый день она чувствует на себе воздействие Демона, овладевшего ею, поэтому невольное искушение настигает её и заставляет ждать встречи с самим искусителем и хотеть его. Вскоре Демон собственной персоной является в обитель, чтобы свидеться с Тамарой. В этой главе стоит отметить следующие слова:
«И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокой»,
а после он даже заплакал, то ли от впервые настигнувших его душу чувств, то ли от сожаления о его предстоящем деянии, которое он догадывается, чем обернётся. Когда Демон входит в её келью, борьба продолжает происходить внутри – желание любить и гордыня просто-напросто несовместимые вещи, но тут нечистого останавливает ангел-хранитель его жертвы и пытается прогнать того. Здесь-то бой окончательно разрешается и грех - сильная гордыня Демона, побеждает и прогоняет ангела.
За этим следует глава X (10-ая), в которой и происходит судьбоносная встреча Демона с Тамарой — искусителя с жертвой, греха с непорочностью. Я не скрываю, что заслуженно признаю её лучшей во всей поэме. В ней прекрасно абсолютно всё: стихи поражают своей превосходностью и поэтикой, каждое слово наполнено силой и смыслом, рисуется и чувствуется исступление Демона, бессильность перед ним Тамары и противостояние их образов. Этими и другими преимуществами глава так нравится читателям, остаётся в памяти надолго и до сих пор вдохновляет поклонников на творчество. Итак, десятую главу отметили, перейдём к её содержанию: Демон повествует Тамаре о своих печалях, мучениях, безумной страсти к ней, о том, что хочет примириться с раем и клянётся в покорной любви. Девушка же поначалу противится его соблазнению, не доверяет ему, но впоследствии его сладкие речи приводят к тому, что Тамара сдаётся и отдаётся окончательно своему искусителю. Последующий поцелуй становится отравленным смертельным ядом Демона и губит Тамару.
В предыдущем абзаце описана сама кульминация произведения, исход последней надежды Демона и печальная судьба Тамары. Во время похорон бедной девушки, святой ангел несёт её душу в рай, но внезапно Демон вырывается из бездны и предстаёт перед ними в своей истинной сущности – дерзкой, гордой, завистливой и злобной. Ангел же защищает душу Тамары, сказав, что благо Божие решенье, и своими страданьями, любовью и силой духа она заслужила рая. Демон же надменный вновь остался в одиночестве, без цели и «Без упованья и любви!..», обречённый на вечные страдания.
На этом поэма, не торопясь, подходит к концу, а с ней и её анализ тоже. На данный момент я считаю правильным подвести окончательный итог рассуждений и определить наконец-таки её смысл. А для этого нам стоит обратиться к началу статьи и увидеть его: на самом ли деле Демон здесь – злой? В том абзаце уже был ответ на то, как ведёт себя Демон в начале произведения, в каком состоянии находится и что такое вообще зло, но теперь прочитав поэму целиком, мы можем рассуждать о нём полностью. Несмотря на все описания мучений, страданий главного героя, стремления вновь оказаться со Всевышним и, по его словам, любви к Тамаре, он терпит поражение. Здесь важен один важный момент, который я уже освещала в начале о природе Демона. Демон – это падший ангел, созданный Богом и им же изгнанный и превращённый в абсолютное зло. Таким образом, Демон больше не в силах возвратиться на небеса, искупиться, и поэтому, он не может больше творить добро. Тем не менее у него в душе осталась небольшая частичка света от его ангельского прошлого, к которой он и пытается вернуться. Но, как мы видим потом, его попытка вновь постигнуть любовь, красоту и добро увенчалась неудачей, ведь те светлые чувства, к которым Демон так стремился, заменились другими – порочными и лишь заменяющими их, вместе с этим свели в могилу его возлюбленную и принесли ему ещё большие страдания. А его внутренняя борьба света со тьмой разрешилась так по уже понятным нам причинам, ведь грех и есть Демон, грех – это то, чем наполнен Демон, грех – это то, чем Бог сделал Демона и последний бессилен против Него. Вот поэтому поэма «Демон» и носит трагический характер, ведь противиться своей сущности так же бесполезно, как и быть гордым перед Создателем, и так же безрезультатно, как забывать о внутренней красоте души человека и тем самым подменять любовь сладострастием. Ведь истинное святое чувство любви подразумевает смирение, добродетель и самопожертвование, чего из-за гордыни в итоге лишился Демон.
Всем, кто дочитал эту статью до конца, огромнейшее спасибо! Мне важно знать Ваше мнение, поэтому напишите, пожалуйста, отзыв о ней в комментариях. Также, если Вам она понравилась, то поделитесь ей с другими любителями литературы.
На этом у меня всё. Всем спасибо, до новых встреч!
Свидетельство о публикации №125091207171