Афинский Акрополь

1. АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня (Э-1) мы представляем вам первую выставочную экспозицию Музея  Мировоззрения, которая называется (Э-2) «Афинский Акрополь». Если Мировоззрение существует, это действительно будет грандиозный музей, вмещающий в себя вселенную, если же Его нет, то оно окажется грандиозным обманом.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ГРЕЦИЯ
Наш первый выставочный экспонат (Э-3) – одна из карт Древней Греции в так называемую  классическую эпоху истории этой страны (примерно VIII–IV века до н.э.). В этот период Греция располагалась преимущественно на юге Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, а также на западном побережье Малой Азии. С запада её берега омывалась водами Ионического моря.

2. АФИНЫ
Территория Древней Греции в эту эпоху была разделена между порядка двумя тысячами городов-государств – полисов, представлявших собой каждый несколько сельских поселений, объединявшихся вокруг одного городского центра. Между полисами складывались отношения международного характера, состоявшие кроме всего прочего и в войнах. В области Аттика (в переводе с греч. «прибрежная страна»), соединявшей Балканский полуостров с Архипелагом – группой близко расположенных островов находился древнегреческий полис Афины.

3. ПЕРИКЛ
(Э-4). Перикл (ок. 494–429 гг. до н.э.) – великий политик, полководец и реформатор (греч. «окружённый славой»), сыграл ключевую роль в возвышении Афин. Именно при нём продолжился процесс демократизации полиса, было начато масштабное градостроительство, а Афины стали центром экономического и культурного расцвета всего греческого мира.

4. ДЛИННЫЕ СТЕНЫ
(Э-5). После нашествия персов под предводительством Ксеркса I Перикл распорядился соединить Афины с портом Пирей мощными Длинными стенами протяжённостью около 26 км. Эти стены имели колоссальное стратегическое значение: они обеспечивали городу доступ к морю и позволяли сохранять связь с внешним миром даже во время осады.

5. АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
(Э-6). По инициативе Перикла на Афинском Акрополе – скалистом холме высотой 159 метров началось масштабное строительство. Там появились: Парфенон, Пропилеи, статуя Афины Промахос. (Э-7). Пропилеи (греч «перед + ворота», Архитектор Мнесикл). (Э-8). Бронзовая статуя Афины Промахос работы скульптора Фидия.

6. ОРДЕРА
(Э-9). В архитектуре зданий Афинского Акрополя была применена созданная древними греками ордерная система – совокупность канонов и правил, определяющих пропорции, форму и декоративные элементы колонн и антаблементов. Были разработаны два ордера (греч. ордер – «порядок»): дорический и ионический. Третий ордер – коринфский, появился позже и получил широкое распространение в эллинистическую эпоху и в архитектуре Древнего Рима.

7. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Дорический ордер – самый ранний, строгий, простой, мужественный, монументальный с мощными колоннами без базы, с простыми капителями.
Пример: Парфенон.

8. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер – более изящный, женственный, колонны тоньше, с базой, а капители украшены волютами (завитками).
Пример: Эрехтейон.
 
9. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер – самый декоративный, изысканный, с по-девичьи изящными тонкими колоннами, базой и капителями, украшенными акантовыми листьями.
Пример: Храм Зевса Олимпийского (поздняя античность).

10. ПАРФЕНОН
(Э-10). Парфенон (др. греч. «давичьи покои») построен архитекторами Иктином и Каликратом в V в. до н.э.. Это храм дорического ордера, по типу периптера (здания со всех сторон окружённого колоннадой). Парфенон продуман в мельчайших деталях, таким образом, чтобы зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые иллюзии человеческого зрения. Для этого применялась курватура - специальная кривизна, вносившая оптические поправки. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Например: 1) все колонны имеют энтазис (утолщение на одной трети высоты снизу), благодаря которому не кажутся посередине тоньше; 2) угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам; 3) Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше, а в поперечном разрезе они не круглые. Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого Фидия (ок.490-ок.430) и при его непосредственном участии.

11. АКРОПОЛЬ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ 
С эпохи Возрождения в Европе стало утверждаться мнение, что Парфенон и другие здания архитектурного комплекса Акрополя выполнены в пропорциях золотого сечения. Однако сам термин «золотое сечение» (sectio aurea) появился в XVI-XVII веках, а понимание его как «божественной пропорции», тесно связанной с искусством, архитектурой и природой, впервые изложено в трактате Луки Пачоли «Божественная пропорция» («Divina Proportione»).   
Парфенон действительно содержит пропорции, близкие к золотому сечению. Фасад Парфенона (соотношение длины к высоте, или ширины к высоте колонн) примерно соответствует золотому сечению. При наложении золотого прямоугольника на фасад Парфенона он действительно "вписывается" — это выглядит эстетично и гармонично. Однако, пропорции Парфенона не соответствуют золотому сечению точно — только приблизительно, и не во всех элементах. В других постройках Акрополя исследователи также находят «золотое сечение». Так пропорции вертикали и горизонтали портика кариатид Эрехтейона также интерпретируются как приближённые к золотому сечению. Фасад (ширина к высоте) и другие пропорции (например колонны к антаблементу) Храма Ники Аптерос (Храма Бескрылой Ники) близки к золотому сечению, как и архитектурные элементы Пропилей (например, пропорции центрального входа).
 
12. ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА...
Представление о золотом сечении даёт «деление отрезка в среднем и и крайем отношении», данное Эвклидом в IV книге его «Начал». (Э-11).  Допустим, мы имеем прямоугольный треугольник ABC с катетами АВ = 1, BC=0,5. Соответственно, его гипотенуза будет равна квадратному корню из 1+0,25 прбл. = 1,118. Отсечём от гипотенузы отрезок CD =0,5 и получим АD = 0,618. Отложив его на катете АВ получим точку Е, делящую АВ в среднем и крайнем отношении так, что
АЕ/ЕВ = АВ/АЕ.
0,618/0,382 = 1 /0,618,
при том, что
0,618 + 0,382 = 1
и  0,618 =  ; =  V5 –1 / 2

Это отношение, эта пропорция и есть золотое сечение. Итак, мы имеем сведение, что греки знали золотое сечение. Только дело в том, что Эвклид жил на рубеже IV-III вв. до н.э., через 100 лет после строительства Афинского Акрополя.
 
15. ДОРИФОР ПОЛИКЛЕТА
(Э-12). Во времена строительства Афинского Акрополя жил скульптор Поликлет (род. ок.480). Поликлет – автор созданной в 450—440 гг. до н. э., выполненной в бронзе скульптуры «Дорифор» (копьеносец), воплощающей так называемый канон Поликлета. В «Дорифоре» заметны пропорции, близкие к золотому сечению. Например: отношения роста к длине ног, длины бедра к голени и т.д. можно трактовать как близкие к 1:1,618, но бронзовый оригинал "Дорифора" был утрачен ещё в античные временв. Существует несколько римских мраморных копий, наиболее известная из которых – в Национальном археологическом музее в Неаполе. Сам Поликлет не упоминает золотое сечение. В своём трактате «Канон», если он его написал, он говорит о математической гармонии, но использует другие соотношения, основанные на целых числах. Из сказанного можно сделать вывод, что строители Афинского Акрополя не знали золотого сечения. Однако можем ли мы утверждать это с полной уверенностью?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Афинский Акрополь – не просто уцелевший памятник прошлого. Это концентрация мысли, знаний и чувств великой эпохи, в которой архитектура не ремесло, а способ осмысления мира. Здесь, на скале над Афинами, сошлись искусство, математика, инженерия и философия — не в теории, а в камне. В колоннадах. В пропорциях. В пластике фронтонов.

Архитекторы времён Перикла не были дилетантами, а представителями зрелой профессиональной традиции. Они создавали не по наитию, а на основе глубокого понимания конструкции, гармони, и пространства и восприятия.
 
В их руках «золотое сечение» угадывается в линиях и формах не как догма, а как результат творческого поиска. Греки не считали цифры после запятой — они чувствовали соотношения, как чувствует их природа: через форму, через внутренний ритм, через взаимодействие с хаосом, как и в природе нет твёрдых формул — но есть твёрдые законы, которые пробивают себе путь среди случайностей сложной и живой жизни.

Поэтому сводить гармонию Акрополя к «интуиции» — значит обесценивать труд, расчёт, знание, переданное через поколения. Это была архитектура мысли, осязаемая философия, искусство меры и завершённости.

Не верите? Повторите Парфенон. Или возьмите в руки резец Фидия — и вы почувствуете как не близок путь от таланта до мастерства.


Рецензии