Юлии Друниной
Неисповедимы Господни дороги,
Нам испытанья по силам даны,
О фронтовой медсестре эти строки,
О Поэтессе, хлебнувшей войны.
Юлия Друнина — хрупкая фея,
Девочка светлая, с нежной душой,
Всё впереди и казалось, пред нею,
Мир, открывает объятья, большой.
Школа окончена, манит свобода,
Млеет душа, в ожиданьи чудес...
Вздрогнул июнь сорок первого года,
Кровью закапал с пробитых небес,
Враг озверевший прёт нагло и смело,
Он на расправу стремителен, скор,
Юля военную форму надела,
Встала в ряды фронтовых медсестёр.
Хрупкая девочка, с личиком милым,
Много ты раненых судеб спасла,
Сколько ж в тебе было света и силы!
Ты этот свет на ладонях несла.
Смерть над тобою кружилась, как пчёлка,
Чиркнула шею стальною косой,
Ангел небесный был рядом с девчонкой,
Рану смочил родниковой слезой.
В выдохе тяжких, кровавых сражений,
Выжила Юля и вновь в тишине,
Строчки стихов продолжали круженье,
О жизни, смерти, любви и... войне.
Жить бы, да жить ей, но невыносимо,
Стало смотреть, как терзают страну...
Юля ушла в вечность непобедимой,
Так, как когда-то ушла на войну.
2025 год
P. S.
Юлия Друнина родилась в начале мая 1924 года, в Москве. Отец Юлии преподавал в школе историю, а мама работала библиотекарем. Поэтому девочке с самого детства прививали любовь к литературе. Первое стихотворение Юлия Друнина написала ещё в школе, а уже в конце 30-х годов она заняла первое место в поэтическом конкурсе. Стихи юной поэтессы напечатали в местной газете и даже передавали по радио.
За день до начала войны Юлия, вместе со своими одноклассниками, гуляла по столице, отмечая свой выпускной. Только утром она узнала, как и миллионы советских людей, что началась война.. Юлии было 17 лет и вначале она принимала участие в строительстве оборонительных сооружений, а потом поступила на курсы медсестер. Окончив курсы вступила в добровольческую санитарную дружину. Родители были против, чтобы их дочь шла на фронт, но она вопреки их воле стала санитаркой в пехотном подразделении.
Так случилось, что именно на фронте Юлия встретила свою первую любовь. В будущем она никогда не говорила о том, как его звали, а в своих стихах того периода скромно называла его «Комбат». Любовь была не долгой. Командир батальона погиб в тяжелых боях на подступах к Москве, а сама Юлий попала в окружении. После долгих мытарств по окрестным лесам ей, вместе с несколькими бойцами, удалось вырваться из окружения и вернуться в Москву. После этого вся их семя была эвакуирована в Сибирь. Она вновь хотела вернуться на фронт, но состояние здоровья отца было критическим. В самом начале войны он пережил первый инсульт, а после второго, в 1942 году, уже восстановиться не смог. После похорон Юлия Друнина снова отправилась на фронт.
«Подстриженная под мальчишку, была похожа я на всех», – писала поэтесса о том времени.
И правда, таких как Юлия, на фронтах было очень много. Девушки-санитарки не только выносили с поля боя раненых, но и сами в нужный момент могли заменить павших солдат. Одна из близких подруг Юлии, Зинаида Самсонова вынесла с поля боя 50 раненых и при этом лично уничтожила 10 фрицев. В одном из сражений она погибла. И Юлия, в память о подруге посвятила ей стихотворение «Зинка». Это произведение стало самым известным из ее военных стихотворений.
Первое свое ранение Юлия Друнина получила в 1943 году и оно едва не стало фатальным - вражеская пуля прошла всего в 5 мм. от сонной артерии. В следующем году она получила тяжелую контузию и по здоровью была комиссована.
Юлия Друнина стала ходить на лекции в Литературном институте. Именно тут она встретила своего будущего супруга, Николая Старшинова. Вот что он вспоминал много лет спустя:
«Мы встретились в конце 1944 года в Литературном институте. После лекций я пошел ее провожать. Она, только что демобилизованный батальонный санинструктор, ходила в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке и шинели. Ничего другого у нее не было. Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. В быту Юля была, как, впрочем, и многие поэтессы, довольно неорганизованной. Хозяйством заниматься не любила. По редакциям не ходила, даже не знала, где многие из них находятся, и кто в них заведует поэзией».
Когда закончилась война, то о Юлии Друниной стали говорить, как об одной из самых молодых талантливых поэтов военного времени. Популярный советский журнал «Знамя» в 1945 году опубликовал ее несколько стихов, а уже спустя 3 года вышел ее первый сборник, «В солдатской шинели». В общей сложности Юлия Друнина выпустила несколько поэтических сборников, несколько ее стихов вошли в школьную программу, а композитор Александра Пахмутова на ее стихи написала песни: «Походная кавалерийская» и «Ты – рядом».
В конце 1960 года Юлия Друнина развелась с Николаем Старшиновым. Дело в том, что уже несколько лет ее сердце занимал другой мужчина. Это был режиссер и телеведущий Александр Каплер. Судьба их свела в 1954 году. На тот момент ей не было ещё и 30, ему – почти 50. После того как они вступили в брак, то прожили до 1979 года, до того момента как Каплер умер от тяжелого онкологического заболевания. После смерти любимого супруга поэтесса потеряла всякие ориентиры и смысл в жизни. В конце 80-х годов она состояла в обществе фронтовиков, боролась за их права, была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Но разочарование от депутатской деятельности пришло очень быстро. А когда великая страна стала распадаться, то она это восприняла, как и миллионы советских людей, как личную трагедию. Это был полный крах всех идеалов людей ее поколения, тех кто прошел через страшную войну.
В августе 1991 года Юлия Друнина была среди защитников Белого дома… Прошло три месяца, поэтесса ушла в свой гараж, выпила снотворное и завела свой старенький автомобиль… Вот что написала поэтесса всего за день до этого:
«Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91».
В ее последнем стихотворении были такие строчки:
«Как летит под откос Россия, не могу, не хочу смотреть».
Могила Алексея Каплера и Юлии Друниной в Старом Крыму
Свидетельство о публикации №125091206321
Классное стихотворение и здоровское эссе.
Молодец!
Прочла с интересом.
Вдохновения Вам, всех благ, счастья и творческого полёта!
С уважением и теплом, Настя.
Анастасия Малиновская 12.09.2025 22:29 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Настя!
С теплом и огромным уважением, Алексей!
Стародубов Алексей Иванович 13.09.2025 00:17 Заявить о нарушении