Сверкание Духа. Типы самадхи
На Бытии-Сознании-Блаженстве и постоянно практикуй самадхи
Внутри сердца и вовне его».
Шри Ади Шанкарачарья, «Дрик Дришья Вивека»
Конечной целью любой практики является самадхи.
Освобождение – прямое переживание света недвойственной Реальности
Достижимо только в самадхи.
Критерий любой практики йоги таков: переживается самадхи
Или нет.
В контексте Лайя-йоги в качестве плода рассматривается четыре типа самадхи:
~ савикальпа-самадхи;
~ нирвикальпа-самадхи;
~ сахаджа-самадхи;
~ саруба-самадхи.
Савикальпа-самадхи
В савикальпа-самадхи есть видоизменения в уме (викальпы),
Не преодолена двойственность субъекта и объекта, сохраняется
Тонкое усилие для поддержания самадхи. Савикальпа-самадхи переживается
При медитативной поглощенности (дхьяне). Продолжительность самадхи
Зависит от прилагаемого усилия. Вплоть до восьмого уровня дхьяны
Остается тонкая двойственность, и потому савикальпа-самадхи не является
Освобождением. Когда внимание к источнику «Я» нарушается,
Осознавание исчезает.
Истинным моментом входа в савикальпа-самадхи считается остановка дыхания,
Замедление сердцебиения и пульса и потеря ощущения веса тела.
Благодаря мастерству в савикальпа-самадхи, йогин может покидать свое тело
По желанию, отправляясь в миры богов.
Нирвикальпа-самадхи
«В самадхи йог не знает
Ни запаха,
Ни вкуса, ни формы, ни прикосновения,
Ни звука, он не осознает
Ни себя, ни других. В самадхи йог не осознает
Различий между теплом и холодом, болью и удовольствием, честью
Или бесчестием».
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика».
«Полное погружение в блаженство, переживаемое
При осознании себя, есть нирвикальпа-самадхи».
Шри Ади Шанкарачарья, «Дрик Дришья Вивека»
В нирвикальпа-самадхи ум больше не воспринимает
Различий (викальп)
И погружен в свет недвойственного источника «Я», где нет деления на субъект
И объект.
Переживание
Недвойственной Пустоты и Ясного Света, с остановленным дыханием
И пульсом, является истинным моментом нирвикальпа-самадхи.
Благодаря этому самадхи йогин становится бессмертным
В теле Сознания (Джняна-дехам).
В этом самадхи самоосознавание временное, эго не уничтожается
Полностью, хотя нет усилий. Йогин пребывает в трансе,
Когда сознание тела отсутствует и, хотя есть осознавание исконного Света «Я»,
Йогин не может действовать в мире или воспринимать внешнюю реальность. Когда
Йогин возвращается в тело, его иллюзия «я» (эго) появляется вновь.
Сахаджа-самадхи
Сахаджа-самадхи является тем искомым состоянием, которое
Ищет и в котором
Пребывает йогин.
«Постоянное и без усилий пребывание в изначальном состоянии –
Это Сахаджа. Тот, кто приучил себя к естественной медитации
И наслаждается ее блаженством, не выйдет из состояния самадхи,
Какую бы внешнюю работу он не выполнял, какие бы мысли к нему ни приходили.
Таково сахаджа-нирвикальпа».
Бхагаван Шри Рамана Махариши
«Сахаджа» означает «естественное», «нирвикальпа» – «без различий».
Практика Сахаджа-самадхи является главной практикой в Лайя-йоге, практика же
Других видов самадхи считается полезной, однако недостаточной
Для Освобождения. Для савикальпа-самадхи
Требуется усилие, нирвикальпа-Самадхи прекращается,
Когда тело и ум выходят из транса, в сахаджа-нирвикальпа
Могут совершаться действия, однако йогин не покидает
Единства с Источником. Это состояние просветленного мудреца (джняни),
Когда эго окончательно уничтожено.
«Всякое действие того,
Кто пребывает в состоянии исконного «Я», есть поклонение. Каждое слово его
Есть мантра».
«Куларнава Тантра»
Находясь в сахаджа-самадхи, йогин при жизни находится в другом измерении
Реальности, теперь он находится в состоянии самого зеркала, а не отражения.
«Естественное состояние (сахаджа авастха) является наивысшим,
Созерцание и сосредоточение
Находятся в середине, мантры и молитвы пребывают внизу, жертвенное
Поклонение ниже всех».
«Куларнава Тантра»
Саруба-самадхи
Кульминацией духовного пути в нашей духовной традиции является
Т.н. «Великий Переход» (кайя-вьюха) из физического тела в тело славы
(Дивья-дехам). Этот Великий Переход называют саруба-самадхи или самадхи
Золотого света. Элементы, составляющие тело, растворяются
До уровня света, чистых элементов и тело йогина исчезает,
Преобразовываясь в бессмертное световое нематериальное тело
Из чистых элементов (Пранава-дехам).
Свидетельство о публикации №125091203920