Христианство и женщины. Христианство и насилие
Элизабет Кларк цитирует ранние христианские труды таких авторов, как Тертуллиан , Августин и Иоанн Златоуст, как примеры негативного взгляда на женщин, увековеченного в церковной традиции. До второй половины 20-го века были широко известны только имена очень немногих женщин, которые внесли свой вклад в становление христианства в его ранние годы: Мария , мать Иисуса; Мария Магдалина , ученица Иисуса и первая свидетельница воскресения; и Мария и Марфа , сестры, которые предложили ему гостеприимство в Вифании.
Учёный из Гарварда Карен Кинг пишет, что становится известно всё больше о женщинах, внесших вклад в становление христианства на ранних этапах его развития. Кроме того, она приходит к выводу, что на протяжении веков в западном христианстве Мария Магдалина ошибочно отождествлялась с прелюбодейкой и раскаявшейся блудницей, о которых говорится в Евангелии от Иоанна, глава 8, — эта связь предполагается традицией, но нигде не подтверждается в Новом Завете. По мнению Кинг, Евангелие от Марии свидетельствует о том, что она была влиятельной фигурой, выдающейся ученицей и лидером одного из крыльев раннего христианского движения, продвигавшего женское лидерство.
Кинг утверждает, что каждая секта раннего христианства , которая отстаивала главенствующую роль женщин в древнем христианстве, в конечном итоге была объявлена ;;еретической , а доказательства ранней руководящей роли женщин были стерты или замалчены.
Классицист Эвелин Стэгг и исследователь Нового Завета Фрэнк Стэгг в своей совместной книге « Женщина в мире Иисуса» документируют весьма неблагоприятное отношение к женщинам, преобладавшее в мире, в который пришел Иисус. Они утверждают, что нет ни одного зарегистрированного случая, когда Иисус позорит, унижает, упрекает или стереотипизирует женщину. Они интерпретируют зафиксированное обращение и отношение Иисуса к женщинам как свидетельство того, что Основатель христианства относился к женщинам с большим достоинством и уважением Различные богословы пришли к выводу, что канонические примеры образа жизни Иисуса поучительны для вывода о его отношении к женщинам. Они рассматриваются как неоднократно и последовательно демонстрирующие, как он освобождал и утверждал женщин. Однако Шалом Бен-Хорин утверждает, что ответ Иисуса своей матери в Иоанна 2:4 во время свадьбы в Кане Галилейской был равнозначен вопиющему нарушению заповеди почитать родителей.
Роль женщин
В современном христианстве существуют три основные точки зрения на роль женщин. Они известны как христианский феминизм , христианский эгалитаризм и комплементаризм .
Христианские феминистки занимают феминистскую позицию с христианской точки зрения.
Сторонники христианского эгалитаризма выступают за служение, основанное на способностях, а не на гендерном признаке, для христиан всех возрастов, национальностей и социально-экономических слоёв.
Сторонники эгалитаризма поддерживают рукоположение женщин и равные роли в браке, но в теологическом и моральном плане более консервативны, чем христианские феминистки, и предпочитают избегать ярлыка «феминистка». Некоторые придерживаются ограниченного представления о гендерной комплементарности, известного как «комплементарность без иерархии».
Сторонники комплементаризма поддерживают равенство, а также полезные различия между мужчинами и женщинами.
Они утверждают, что у мужчин и женщин есть свои уникальные сильные и слабые стороны, поэтому они считают, что мужчины и женщины должны работать вместе, чтобы развивать свои сильные стороны и помогать друг другу в моменты слабости.
Некоторые христиане утверждают, что вера в то, что Бог — мужчина, не основана на гендере. Напротив, они утверждают, что вера в то, что Бог — мужчина, основана на традиции, существовавшей в доминирующем патриархальном обществе того времени, в котором мужчины выступали в роли глав и хранителей своих семей.
Таким образом, идея Бога как «Отца» касается Его отношений со «своими детьми», христианами.
Большинство основных христиан утверждают, что учение о Троице подразумевает, что Бога следует называть Отцом, а не Матерью, так же, как Иисус был мужчиной, а не женщиной.
Иисус говорит своим последователям обращаться к Богу как к Отцу.
Он говорит своим ученикам быть милосердными, как милосерден их небесный Отец. Он говорит, что Отец даст Святого Духа тем, кто просит и что Дух их Отца будет говорить через них во времена гонений. В пасхальное воскресенье он направляет Марию Магдалину сказать другим ученикам: «Иду к Отцу Моему и Отцу вашему...»
Марк Брамли указывает, что за новозаветным языком Божественного усыновления и возрождения стоит идея о том, что Бог — наш Отец, потому что Он — «источник» или «начало» нашей новой жизни во Христе.
Он спас нас через Христа и освятил нас в Духе. Брамли утверждает, что это явно больше, чем метафора; аналогия с земным отцовством очевидна. Бог не просто как отец для последователей Христа; он действительно их Отец. Среди христиан, придерживающихся этой идеи, существует отчётливое ощущение, что отношение Иисуса к женщинам должно подразумевать их равенство в лидерстве и супружеских ролях так же сильно, как определённый мужской пол Иисуса должен подразумевать имя Отца для Бога.
Вместо того, чтобы охарактеризовать альтернативное именование как антифеминистское , они характеризуют его как ненужное и не подкреплённое словами, которые встречаются в Библии.
В 2000 году Южная баптистская конвенция проголосовала за пересмотр своего «Баптистского вероучения и послания» (Заявление о вере) , выступив против женщин на пасторском посту. Хотя это решение не является обязательным и не препятствует женщинам служить пасторами, сам пересмотр подвергся критике со стороны некоторых членов конвенции. В том же документе Южная баптистская конвенция заняла твёрдую позицию, отстаивая подчиненное положение женщины в браке: «Жена должна с благодарностью подчиняться своему мужу, будучи его служительницей. На ней лежит обязанность, возложенная Богом, уважать своего мужа и быть его помощницей в ведении домашнего хозяйства и воспитании следующего поколения».
Восточная Православная Церковь не допускает рукоположения женщин в сан священника. С другой стороны, Халдейская Католическая Церковь продолжает содержать большое количество диаконис, которые служат вместе с мужчинами-диаконами во время мессы. В некоторых евангельских церквях женщинам запрещено становиться пасторами, диаконами или старейшинами. В поддержку таких запретов часто цитируют стих из 1-го послания к Тимофею 2:12 : [ 143 ]
а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
Христианство и насилие
Многие критики христианства ссылались на акты насилия, совершаемые христианскими странами, как на повод для осуждения этой религии.
Писатель -фантаст Артур Кларк утверждал, что не может простить религии, поскольку они на протяжении веков одобряли зверства и войны.
Ричард Докинз приводит схожий довод в своей книге « Бог как иллюзия» . В своей контраргументированной книге «Докинз как иллюзия? » Алистер Макграт отвечает Докинзу, предполагая, что Иисус не только не одобрял «враждебность к чужой группе», но и проповедовал этику «утверждения чужой группы».
Макграт согласен с необходимостью критики религии, но, по его словам, Докинз, похоже, не осознаёт, что она обладает внутренними средствами реформы и обновления. Хотя христиан, безусловно, можно обвинить в несоответствии Иисусову стандарту принятия, он лежит в основе христианской этики.
Варфоломеевская ночь, день расстрела французских протестантов в 1572 году
Мир, сострадание и прощение зла, причинённого другими, являются ключевыми элементами христианского учения.
Однако христиане боролись со времён отцов Церкви с вопросом о том, когда применение силы оправдано. Такие дебаты привели к появлению таких концепций, как теория справедливой войны .
На протяжении всей истории библейские отрывки использовались для оправдания применения силы против еретиков, [ грешников и внешних врагов.
Хайтман и Хаган называют инквизицию , крестовые походы , религиозные войны и антисемитизм «одними из самых печально известных примеров христианского насилия».
К этому списку Дж. Денни Уивер добавляет «воинствующих пап, поддержку смертной казни , телесные наказания под предлогом «пожалеешь розгу – испортишь ребёнка», оправдание рабства, всемирный колониализм под предлогом обращения в христианство, систематическое насилие над женщинами, подвергаемыми насилию со стороны мужчин».
Уивер использует более широкое определение насилия, которое включает в себя «вред или ущерб», а не только физическое насилие как таковое. Таким образом, согласно его определению, христианское насилие включает «формы системного насилия, такие как бедность, расизм и сексизм».
Христиане также прибегали к насилию против тех, кого они считали еретиками и неверующими. В «Письме к христианской нации » критик религии Сэм Харрис пишет, что «…вера вдохновляет на насилие как минимум двумя способами.
Во-первых, люди часто убивают других людей, потому что верят, что создатель вселенной хочет, чтобы они это делали…
Во-вторых, гораздо больше людей вступают в конфликты друг с другом, поскольку определяют свою моральную общность на основе своей религиозной принадлежности…»
Свидетельство о публикации №125091203543