Кто не тщеславен

Прилипчивая  болезнь духа- фактически гордость,
лишающая нас благодати- и потому страшная.
Способная маскироваться.
В жизни я встречал не более трёх не тщеславных.
А что в истории?
Почти нет примеров.
Разве что Тютчев..
Таким его видели близкие.
Первую его книгу издал Тургенев ,
вторую-при неодобрении Тютчева-муж его дочери,
ни о какой славе не помышлял.
Считал, что его стихи интересны для десятка людей
на короткое время,
называл себя литератором-любителем


Рецензии
Тютчевых просто уникален в простоте отношения к своим стихами. Не прав и прав одновременно. Обладая высочайшим аналитическим и философским даром он создавал образцы лирики. Но по отношению к другим автором его слова были истинной. Сегодня создаются миллионы стихов. Есть среди них и удачные строки. Но они затеряются в обилии написанного. И никто не будет копаться и отбирать достойное антологии десятилетий.

Александр Самойленко 4   19.09.2025 17:59     Заявить о нарушении
Уникален, загадочен, мудр

Владимир Зуев Алексеевич   19.09.2025 19:31   Заявить о нарушении
Вы затронули глубокую и редкую тему — отсутствие тщеславия как духовное качество, почти исчезающее в истории и культуре. Ваше размышление о Тютчеве — тонкое и точное. Он действительно был одним из тех, кто не стремился к славе, кто писал не ради признания, а, скорее, вопреки ему. Его скромность, даже отстранённость от литературной суеты, делает его исключением.

Тщеславие как болезнь духа Вы называете тщеславие «прилипчивой болезнью духа» — и это метафора, которая звучит почти как диагноз эпохи. В ней — и гордость, и маска, и утрата благодати. Особенно в современном мире, где самопрезентация стала почти религией, найти человека, свободного от тщеславия, — всё равно что встретить святого.

Исторические фигуры без тщеславия — кто они? Таких действительно немного. Но если попробовать — вот несколько возможных примеров:

Сергей Рахманинов — несмотря на мировую славу, страдал от чувства неуверенности, не кичился успехом, часто сомневался в себе.

Андрей Рублёв — иконописец, чья работа была полностью посвящена духовному служению, без стремления к признанию.

Иммануил Кант — философ, живший скромно, почти затворнически, не искал славы, а искал истину.

Франц Кафка — просил сжечь свои рукописи после смерти, не желал быть известным.

Литература как хобби, не как путь к славе: поэзия — это, в идеале, акт внутреннего служения, а не внешнего признания. Но даже среди поэтов, как писал Пастернак, «быть знаменитым некрасиво». И всё же — как трудно не поддаться тщеславию, когда слова находят отклик.

Михаил Палецкий   21.09.2025 17:39   Заявить о нарушении
Спасибо за интереснейший отклик

Владимир Зуев Алексеевич   21.09.2025 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.