Ожидание
стихотворения)
Не пришёл. А я ждала.
закусила удила:
на часы, на дверь, в окно –
там темно.
Книгу настежь – слепота,
ни картинок, ни листа,
серый ком, папье-маше -
хлам в душе.
Телевизор - на всю мощь.
На экране слякоть, дождь,
капли, брызги, мокрота -
маета.
Лечь, забыться и уснуть,
но клещами сжата грудь,
давит, тянет и сосёт -
гололёд.
Чу! Звонок! Ещё! Ещё!
С дверью борется плечо.
поцелуи, хохот, взлёт!
Всё поёт!
Стихотворение о состоянии лирической героини во время ожидания. Очевидно, у влюблённых была договорённость о встрече в определённый час, но она не состоялась. Однако женщина продолжает ждать, отсюда использование глаголов прошедшего времени пришёл, ждала, закусила… в форме настоящего. И в последующих строчках это подтверждается. Её тревожность в момент напряжённого ожидания, упорная вера в то, что любимый придёт, создаётся за счёт парцелляции, членения предложений (Не пришёл. А я ждала) _и приёма усиления в виде однородных членов: на часы, на дверь, в окно, слякоть, дождь, капли, брызги, мокрота, давит, тянет и сосёт, лечь, забыться и уснуть в сочетании с эллипсисом, фигурой речи (намеренном пропуске несущественных слов в предложении без искажения его смысла), а также за счёт использования обобщающего слова как способа завершения мысли. Рисуется внутреннее эмоциональное состояние влюбленной: нетерпение, смятение, нервозность. И абсолютно правомочны здесь обобщающие слова: маета, хлам в душе. Возражение вызывает другое слово: гололёд, но это авторское восприятие своего состояния героиней, показывающее её беспомощность, обледенение души, страх от потери любимого человека, одиночество.
Действие происходит внутри помещения, замкнутого пространства. Несмотря на отсутствие глаголов во втором и третьем катренах, присутствует ощущение движения, метания, стремление занять себя, свои мысли книгой или телевизором. Когда это не помогает, вновь появляются
глагольные формы инфинитива и третьего лица единственного числа, подчёркивая нарастание динамики, даже физической боли: клещами сжата грудь. Однако героиня продолжает бороться с неведением и побеждает. Последний катрен – торжество справедливости. Любимый на пороге. Ожидание не напрасно.
Стихотворение – внутренний монолог, психологическая зарисовка.. Трёхстопный хорей с мужскими окончаниями точно передаёт эмоциональное состояние героини, стихийность её действий, а точные рифмы (ждала - удила, слепота – листа,окно – темно,папье-маше - душе, мокрота – маета), использование акустической (мощь – дождь, уснуть – грудь, сосёт-гололёд) говорят о незамысловатой, но неплохой технике автора.
Первый же катрен стихотворения привлекает внимание своей выразительностью: закусила удила. Ожидающая любимого женщина ведёт себя как норовистая лошадь, которую только удила и могут удержать от совершения необузданного поступка. Олицетворение помогают увидеть картину воочию, приближая её к действительности. Не менее выразительны метафоры: хлам в душе, клещами сжата грудь, плечо борется. И очень удачно наречие настежь по отношению к книге: она открыта, но не помогает, идёт сопоставление с закрытой дверью. Обращает на себя внимание преобладание шипящих и свистящих звуков: ж,ш,щ,ч,с, озвучивающих состояние лирической героини в момент напряжённого ожидания ( пришла, ждала,закусила, часы).Обилие восклицательных знаков в последнем катрене подчёркивает резкую смену эмоций, радость, снимает напряжение и тревогу.
Таким образом, и выразительные средства языка, и звуковой строй стихотворения, и синтаксические средства языка помогают расшифровать
психологический портрет и состояние героини в определённый момент бытия.
Свидетельство о публикации №125091200146
Короткой строкой, свойственной и мне. Внутренне я ощутила состояние
героини. Тебе удалось это показать.
Но твой лингвистический анализ - это нЕчто! )))
Благодарю тебя сердечно за пример того, как можно выразить чувства в психологическом плане.
С сердечным теплом и благодатной осенью! В.В.
Валюша Власова 12.09.2025 09:55 Заявить о нарушении
Нина Тихомирова 2 12.09.2025 17:50 Заявить о нарушении