За чудом
Долго готовиться и добираться нам не пришлось, благо живем мы на пути прохождения поездов одного направления на Нижний Новгород. Утром мы еще полны сил, есть много тем для беседы, и три часа пролетают незаметно.
Еще один короткий переезд на автобусе, и мы оказываемся у ворот Боголюбского Рождества Богородицы женского монастыря, одной из целей нашей поездки. Когда-то я была здесь, но вход на территорию монастыря был запрещен. Теперь мы смогли полюбоваться общим видом всего ансамбля, ухоженными клумбами со множеством роз и великолепным внутренним убранством главного Боголюбского храма, построенного в русско-византийском стиле в честь иконы Божьей матери в 19 веке. Есть и более древняя постройка 12 века, часть резиденции князя Андрея Боголюбского, единственно уцелевшей из зданий гражданского назначения домонгольской эпохи. В главном храме поражают своими светлыми красками изображения святых и теплый орнамент, покрывающий почти все свободное пространство. Нам посчастливилось немного поработать на благо монастыря, подмести одну из аллей. Наполненные причастностью к богоугодным делам, мы отправились к главной цели – храму Покрова на реке Нерль.
А день разгорался, солнце щедро разливало свои свет и тепло на обширные заливные луга, раскидистые серебристые ивы и прямые, как свечки, начинающие светиться янтарем, тополя. Храм виден издалека, хочется поскорее оказаться рядом, но мы не спешим, растягивая удовольствие и наслаждаясь красочным видом яркой зелени деревьев на фоне голубого неба и очертаниями белоснежного храма с темным куполом. Будто жемчужинка закатилась далеко в поле из ожерелья монастыря. Вот мы стоим рядом, дверь в церковь открыта и видно небольшое помещение со скромным убранством. Стены и свод купола совсем белые, без росписей, которые не сохранились до наших дней, но за счет особенностей архитектуры купол кажется очень высоким. Снаружи по периметру резьба по камню в виде фигур животных и людей, резной поясок, все, чем отличается Владимиро-Суздальский стиль. Удивительно стройный, с выверенными гармоничными пропорциями, построенный князем Андреем в память о погибшем сыне Изяславе, он стал главным украшением не только Владимирской, но и всей русской земли. Место для него выбрано не случайно. На стрелке слияния устья Нерли и реки Клязьмы, откуда приплывали гости в княжескую резиденцию, храм как-бы предваряет вход в нее. Чтобы обезопасить здание от разрушения во время разлива рек, на фундамент были поставлены четырехметровые стены, их засыпали землей и образовался холм, на котором стала возвышаться церковь. Сейчас она входит в список объектов ЮНЕСКО и по сей день удивляет и радует как чудо русского зодчества, отражаясь в воде, будто любуясь собой.
Мы расположились на берегу напротив, в тени старых ив у самой воды. Покой, безмятежность и тишина подчеркивали святость, избранность этого места. Мысли переносили нас на века назад, мы чувствовали связь с поколениями людей, которые жили здесь, молились, обустраивали Русь, сражались за нее. Уходить не хотелось, так бы и сидели здесь под свисающими ветвями, смотрели на бело-каменное чудо, на уток, ныряющих в тине, на глазастую длинноногую лягушку, сидящую у наших ног наполовину в воде. Нехотя мы поднялись, еще раз окинули взглядом чудную картину и тронулись в обратный путь, который вел нас во Владимир.
Свидетельство о публикации №125091102448