Семь интеллектов Говарда Гарднера

 Интеллект — это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он деи;ствует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальныи; интеллект — это вербальные, речевые способ­ ности, интеллект журналистов, адвокатов, писателеи;, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этои; фор­ мои; интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.
 Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

2. Логико-математическии; интеллект — операции с числами и логикои;, интеллект ученого, программиста, экономиста и бух­ галтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распоз­ навать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальныи; интеллект — этот вид ин­теллекта «думает» в картинах и пространственных предста­ влениях.
Он необходим в профессиональнои; деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков и инженеров. Люди с высокоразвитым простран­ственным интеллектом — прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомои; среде.

4. Музыкально-ритмическии; интеллект — здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии;, их оценивании и создании. Этои; формои; интеллекта обладают не только композиторы или рок- певцы, но все, кто может петь и танцевать.

5. Телесно-кинестетическии; интеллект — это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Этот тип интеллекта очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, а также акте­ рам, танцорам и физиотерапевтам. В большинстве учебных ситуации; этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностныи; интеллект — под этим подразумевается способность понимать других людеи; и сотрудничать с ними. Меж­ личностныи; интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения, темперамент и потребности других, как реагируем на них. Он нужен социальным работникам и психотерапевтам, менеджерам и офицерам, а также политикам и ведущим воркшопов. Людям этих профессии; нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающии; этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

7. «Внутриличностныи;» интеллект — это наша способность понимать свои; собственныи; внутреннии; мир. Сильныи; «внут­ риличностныи;» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичные профессии, в которых требуется развитие этои; формы интеллекта, — консультанты, теологи, а также свободные профессии. Для этих людеи; часто важно быть независимыми и полностью самостоятельно опре­ делять свои цели. Во многих случаях они предпочитают рабо­ тать в одиночестве.

Каждыи; из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному: одни сильнее, другие слабее.

Преимущество такого представления об интеллекте — отсут­ствие дискриминации. Спортсмены, механики, мои;щики окон считаются не менее интеллектуальными, чем менеджеры, систем­ ные аналитики или неи;рохирурги. Кроме того, важен тот факт, что каждыи; человек способен совершенствовать любои; из семи интеллектов.



Из повседневнои; жизни известно, что семь интеллектов рабо­тают взаимосвязанно:

Шахматисты используют визуальныи; и логическии; интел­лект. Чтобы успешно выдерживать длительные партии, им необходимы внутриличностныи; и межличностныи; виды интеллекта.

Механики ремонтируют неисправную тормозную систему, используя визуально-пространственныи;, кинестетическии; и логико-математическии; виды интеллекта.

Когда вы приглашаете гостеи; и хотите удивить их изысканным меню, вам нужен вербальныи; интеллект, чтобы понять оригинальныи; рецепт из французскои; кулинарнои; книги; логико-математическии; интеллект, чтобы правильно рассчитать необходимое количество продуктов; кинестетичес­кии; интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межлично­стныи; интеллект, чтобы составить меню, отвечающее разнообразным вкусам ваших гостеи;.

Практически нет таких вещеи; в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта.

Практические рекомендации:

У каждого человека есть все семь типов интеллекта. Тео­рия Гарднера — не типология «профилеи; одаренности» (это распространенное недопонимание). Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал: если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задеи;ствовать как можно больше видов интеллекта.

Динамическое обучение наиболее эффективно в ситуациях, когда происходит обращение к комплексу интеллектов. Иде­альная модель использования интеллектов — творчество Гете или Леонардо да Винчи.

Большинство людеи; могут развить любои; тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителеи;, системои; образования или травматическим опытом. Например, японская программа развития талантов фирмы «Судзуки» демонстрирует огромныи; потенциал, которыи; есть у обычных учеников в области музыкально-ритми­ ческого интеллекта.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с  разными типами интеллекта.


Рецензии