БАМ в моей судьбе

В жизни ничего так просто не бывает, еще в институте с моими друзьями мечтали поехать на
Байкал, покататься на теплоходе «Комсомолец». Мечтой же оказался БАМ. В знаковом 1974 году я
стал кандидатом в члены КПСС и был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу». Все
складывалось так, что я должен был остаться после окончания железнодорожного института в
родном городе Екатеринбурге. В год окончания 1975 на электротехнический факультет выделяют
по заявке Министерства транспортного строительства СССР одно место на 200 выпускников, из них
26 претендентов, желающих распределиться на строительство БАМ. По результатам учебы,
активной общественной работы это место достается мне. 25 августа 1975 года приезжаю в Тынду в
СМП -24 (позднее стал СМП-868) треста «Транссвязьстрой». В начале сентября уже был направлен
на сложный участок работы, на станцию Пивань (правый берег реки Амур). Эта история
становления моего мужества и профессионализма, ведь мне тогда было 22 года. Приехал я на
строительный участок вместе с главным инженером СМП А.Еткевичем, который и ввел меня в курс
моей работы. Под моим началом стали 60 работников, механизаторы, водители, монтеры линий
связи, кабельщики. Нужно было проложить 8 км магистрального кабеля связи через мостовой
переход р. Амур до стации Пивань и реконструировать, отремонтировать 25 км воздушных
линий связи, идущих в сторону Советской Гавани (малый БАМ). Все это было нужно для
организации пропуска поездов от Комсомольска на Амуре до Советской Гавани. Летом 1975 на
этом участке работал студенческий отряд, траншеи для прокладки кабеля копали вручную, только
где позволяли грунты 1-2 категории. Из 8 км траншеи были готовы на участках протяженностью
около 1,5 км. Объект надо было сдать до конца года. Рабочие жили в вагончиках. Когда поговорил
с людьми, то понял, что надо менять организацию быта, питания, отношения работников к своим
обязанностям. Из одного вагона сделал кухню, сложил печь из кирпича, на полставки взял повара,
на полставки уборщицу жилых вагонов. Встал вопрос, где взять продукты. В магазине пос. Пивань
кроме хлеба и кильки в томатном соусе ничего не было. Что можно спросить за результаты
работы с голодных людей. Встретился с директором Пиваньского совхоза, он объяснил, что из
продуктов ничего дать не может, вся продукция совхоза должна сдаваться государству по
заданию Госплана СССР. Другой бы ушел после такого разговора « не соло нахлебавшись». Есть
выход , предлагаю «бартер», в совхозе было тяжело с перевозками грузов, выделяю вахтовую
машину ГАЗ-53 моего строительного участка для работы в совхозе на 4 рабочих часа ежедневно.
Вот и продукты: мясо, молочные, овощи. Рыбу кету завозил из соседнего села. Когда работники
сыты, то можно с них спрашивать о производительности труда. Из 60 человек 40 были выпускники
ГПТУ из Астрахани, двоим было по 18 лет, остальным по 16 лет. Увлечь молодежь работой можно
было только своим примером. Грунты под траншеи оставались 3-6 категории. Местами даже
буровая машина на базе трактора Т-100 ломалась, зубья с победитовыми наконечниками летели
как спички и приходилось копать вручную лопатами, ломами, кирками. Мои «молодцы»
отказывались копать, мотивируя, что это физически не возможно. Копаю сам час, они смотрят и
сидят. Проходит второй час. Я весь мокрый от пота, вспоминаю по фильму Павку Корчагина,
копаю в скале траншею глубиной 80 см, рою метр за метром. Смотрю встает один, потом второй,
потом все. Про себя думаю, вот и еще одна победа за моими плечами. Отец с детства приучал
меня к спорту, с 11 до 18 лет занимался борьбой самбо, добился первого разряда, оставил спорт
из-за травмы мениска в коленном суставе, дальше третий разряд по спортивной и первый разряд
по атлетической гимнастике. Вот сила , выносливость и пригодились. Здоровый образ всегда был
спутником моей “бамовской» жизни. Свободное от работы время мои «молодцы» проводили на
танцах вечерами в поселковом клубе. Практически каждое утро на инструктаже по планированию
дневных заданий обнаруживаю на лицах моих хлопцев синяки под глазами. Выясняется, что неподелили девчат на танцах с местной молодежью. Неделю вечерами провожу тренировки по
борьбе самбо, в итоге все девчата оказались наши. Можно представить насколько вырос мой
авторитет, в дальнейшем все мои указания по укреплению профессиональной и бытовой
дисциплины были без пререканий. Еще одна невыдуманная история по укреплению дисциплины.
На вахтовой автомашине ГАЗ-53 некоторое время работал водителем Виктор, внешне был очень
похож на актера Олега Даля. Работал хорошо, но от него постоянно разило перегаром. Однажды
вечером я ему сказал в присутствии рабочих: «Виктор, кончай пить, а то плохо закончишь!». В три
часа ночи слышу громкий раздирающий крик, мгновенно выбегаю из своей половины вагона и
вижу жуткую картину. Виктор стоит около жилого вагона ОП-6 весь в электрических дугах. Беру
первую попавшуюся доску, бросаю в метре от Виктора и другой доской отталкиваю его от дышла
вагона, на которое он справлял свою « ночную нужду» после очередной выпивки. После моего
внешнего осмотра Виктор ушел спать в свой вагон. В 7 часов утра обнаруживаю, что водителя
«ветром сдуло». Рабочие, жившие с ним в вагоне, потом мне передали слова Виктора: «Бежать
надо от этого « пророка» Бардеева, пока еще жив!». Объект был сдан железнодорожникам с
оценкой «хорошо» 25 декабря 1975 года. Дальше отгрузка техники, бытовых вагонов, остатков
строительных материалов в расположение СМП-868 в Тынду. Впереди новое задание – мыс
Курлы.
Маршрут Тында-Улан-Удэ-Нижнеангарск-Курлы. Бригада 10 монтеров связи под моим началом
добирается в конце февраля 1976 на место и приступает к выполнению работ по строительству
линий связи, антенного поля, телефонной станции на 400 абонентских номеров, установке
телефонных аппаратов на всех строительных участках, социальных объектах. Мой принцип, что
труд должен сочетаться с досугом сработал и здесь. Втроем в июне мы построили первую
танцплощадку среди берез, рядом с будущим ДК «Байкал». В августе-сентябре телефонизация
строительных участков в поселке Новый Уоян. Чтобы выполнить в установленные сроки
полученные строительные задания приходилось рисковать. Понятно, что без материальных
ресурсов, которых всегда не хватает, объекты не построить. Для примера приведу два
характерных эпизода. В конце апреля вылетаю в Улан-Удэ, потом в Таловку, где была база КМТС
треста «Нижнеангарсктрансстрой», куда поступали в начале БАМ строительные материалы со
всего Советского Союза для подразделений Бурятского участка БАМ. В первых числах мая
наконец-то поступили необходимые материалы связи. Доставка в Северобайкальск только по
льду Байкала, иду в автобазу треста, свободных машин нет. Умоляю диспетчеров дать мне
автомашину для погрузки и перевозки важного груза, без которого невозможно выполнить
телефонизацию. Вот так я познакомился со своей будущей женой Зиной. Мольбы были
услышаны, мне дали резервный ЗИЛ-130. В ночь с 9 на 10 мая мы ехали по надледной воде реки
Баргузин с открытыми дверцами кабины, со всех сторон темная вода, « мурашки по коже бегут».
Через 3 км выехали на лед Байкала, можно было выдохнуть. В то время я был атеистом, членом
КПСС, но пока ехали по надледной воде реки про себя невольно мысленно говорил «Господи
помоги нам». Когда рассвело, сделали остановку, разогрели паяльной лампой две банки тушенки,
поели с хлебом и покатили дальше по льду Байкала. Ледяная дорога уходила к
противоположному берегу, в этом месте лед стал более пористым, игольчатым. Вдруг ЗИЛ-130 с
грузом около 3 тонн стал медленно опускаться вместе с поверхностью льда, игольчатый лед
начал наполняться водой. Сердце дрогнуло, я закричал водителю: «Печкин, газуй!». Выехали на
твердый лед, снова повезло. Показался Северобайкальский берег, подъезжаем, а вдоль всего
побережья талая вода на расстоянии 20-40 метров. Метались, метались вдоль берега, нашли 10
метровый разрыв льда с берегом. Говорю Печкину: « Отъезжай на 200 метров, разгоняйся на
полных газах и полетим». И получилось. Закипела работа. Второй эпизод доставки материалов.Заказываю 5 автомашин «Магирус-Чебурашка» в автобазе треста, я ехал с водителем Костей
Новолодским. Материалы связи надо было забирать на Лене-Восточной, в основном барабаны с
кабелем связи. Туда и обратно добираться надо по бездорожью, по зимнику. Пока ехали до Лены-
Восточной два «Магируса» переворачивались. Груженые «Магирусы» в Северобайкальск
добрались без происшествий.
На Новый год 1977 встреча на танцах в ДК «Байкал» с моей будущей женой Зиной. 18 января
подали заявление в ЗАГС, а 18 февраля 1977 года стали мужем и женой. Вот так я породнился с
Байкалом и с Северобайкальском. Теперь о незабываемой встрече с Юрием Гальмаковым,
первым начальником Штаба ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке БАМ. Летом 1976 Юрий обратился ко
мне о проведении линии связи и установке телефона в помещении Штаба, мы разговорились, я
рассказал ему, что в институте был комсоргом учебной группы, затем заместителем секретаря
комитета комсомола электротехнического факультета по идеологии, как создавал в институте
первую школу молодого лектора. Юра рассказал о себе как работал первым секретарем
Шушенского РК ВЛКСМ, что по специальности он строитель, как ЦК ВЛКСМ направило его на
самый трудный участок БАМ, в чем задачи Штаба ЦК. В течение двух дней связь в помещении
Штаба была установлена. И вот новая встреча. Работы по Северобайкальску моим строительным
участком закончены. У меня создана молодая семья, а меня снова перебрасывают на «горящий»
участок в Вихоревку. Будучи молодым специалистом, получившим высшее техническое
образование от государства бесплатно, я был обязан отработать по распределению 3 года, а
отработал только полтора года. Что делать, меня не отпускают. В раздумьях ноги принесли меня в
Штаб ЦК ВЛКСМ, и Юра предлагает идти к нему работать заместителем. Пишу заявление и через
2 недели приходит приказ Минтрансстроя СССР о перераспределении молодого специалиста
Бардеева В.В. в распоряжение Штаба ЦК ВЛКСМ БАМ. Впереди 3 года интереснейшей
разносторонней работы под руководством опытного организатора, профессионала, прекрасного
человека, Юра был старше меня на 8 лет и всегда был для меня примером в моей жизни, здесь я
обрел такой опыт организаторской работы, который пригодился мне на всем жизненном пути.
Создание комсомольско- молодежных трудовых коллективов в различных предприятиях БАМ,
организация соревнования среди них за достижение наивысших показателей, действие системы
поощрения за доблестный труд, выпуск плакатов, листовок «Прочти и передай товарищу!»,
«Молний», информационных листков о достигнутых результатах труда, обмен опытом работы
через проведение конкурсов профессионального мастерства среди лесорубов, плотников,
водителей, механизаторов на звание «Лучший по профессии», оказание помощи Штаба ЦК
ВЛКСМ в ускоренных поставках необходимых материальных ресурсов для особо важных объектов
Бурятского участка БАМ, организация патриотического молодежного движения «Я – хозяин
стройки», включающего развитие важных трудовых починов и успехов в досрочной сдаче
строительных объектов, достижении высокой производительности труда, сохранности вверенной
техники и механизмов, всего того, без чего нельзя было построить БАМ, соревнование на
«Лучший благоустроенный поселок» БАМ, движение «Сохрани березку», проведение ежегодных
фестивалей «Гитарной песни», «Вокально – инструментальных ансамблей», поддержка
проведению ежегодных слетов туристов, встречи молодых строителей с писателями,
художниками и выдающимися спортсменами сборных команд страны по различным видам
спорта в составе ежегодного прибытия агитпоезда «Комсомольская правда», создание первого
музея «История БАМ» при Штабе ЦК ВЛКСМ, информационное взаимодействие с редакциями
газет «Северный Байкал», «Молодежь Бурятии», «Комсомольская правда», радиостанции
«Юность» всесоюзного радио «Маяк», «Радио Бурятии»- такие были приоритеты в деятельности
Штаба ЦК ВЛКСМ Бурятского участка БАМ.Одной из главных задач Штаба было взаимодействие через договора о сотрудничестве с
коллективами, комитетами комсомола заводов-поставщиков строительных
комплектующих материалов для строительных организаций БАМ, среди них Кузнецкий
металлургический комбинат ( г. Новокузнецк), поставляющий рельсы Р-65, Тайшетский
шпалопропиточный завод, поставляющий шпалы, Пермский ДСК (домостроительный
комбинат) поставляющий комплекты щитосборных домов 161-серии. В августе 1979 на
Бурятский участок БАМ приезжали молодежные делегации этих предприятий во главе с
секретарями комитетов комсомола, бригадирами комсомольско-молодежных
коллективов. Было много встреч делегаций в комсомольско-молодежных коллективах
БАМ, в бригаде путеукладчиков СМП-581 А.Бондаря, с народным театром «Молодая
гвардия» (режиссер А.Байков), с бригадами А.Тимощика СМП-575, В.Цивилева и
Н.Кокоулина автобазы треста, В.Аксенова, А.Рябкова СМП-708 в п.Кичера и многими
другими, встречи у костра с гитарными песнями. В октябре 1979 года за две недели до
прихода первого поезда на ст.Северобайкальск не хватало 14 км рельс, костылей,
подкладок и накладок и решение этого вопроса было в тупике. Штаб ЦК по личной
просьбе управляющего трестом «Нижнеангарстрансстрой» Героя социалистического
труда Ф.В.Ходаковского немедленно взялся за реализацию этой просьбы, понимая всю
ответственность за срыв прихода первого поезда ко дню рождения комсомола. На
следующий день я вылетел в Новокузнецк, через день вместе с секретарем комитета
комсомола КМК Н.Шидловским мы были у директора. Влияние и значение секретаря
комитета ВЛКСМ было безупречным. Комсомольцы и молодежь рельсопрокатного цеха
за половину суток переоснастили рельсопрокатный стан с рельсов Р-50 для трамвайных
путей на рельсы Р-65 для БАМ. Через 4 дня все комплектующие были в Северобайкальске,
и бригада А.Бондаря ударными темпами собрала и уложила вовремя рельсошпальную
решетку для прихода первого поезда на стацию Северобайкальск. Совместная работа по
становлению музея «Истории БАМ» с первым директором М.М.Скрябиковой стала
стартовой площадкой для изменения моего профессионального статуса. В начале февраля
1980 начальник управления рабочего снабжения «Нижнеангарсктрансстрой»
Г.К.Скрябиков предлагает мне должность его заместителя по кадрам и быту. Имея опыт
работы с людьми, я быстро вжился в четырехтысячный коллектив работников торговли и
общественного питания. 5 лет работы в сугубо женском коллективе навсегда оставили во
мне печать глубокого уважения к великому женскому началу и самые теплые отношения,
как сына с отцом, с Г.К.Скрябиковым. В апреле 1985 меня избирают секретарем узлового
парткома ст.Северобайкальск по рекомендации Северобайкальского ГК КПСС, как
имеющего опыт работы с людьми и высшее железнодорожное образование, а в марте
1990 народные депутаты Северобайкальского горсовета избирают меня первым
заместителем главы администрации города. Впереди 9 лет сложной профессионально-
психологической работы. 60 процентов рабочего времени уходит на совершенствование
жилищно-коммунального хозяйства, передачу ведомственного жилья в муниципальную
собственность, преодоление старого мышления руководителей трудовых коллективов,
благоустройство города, организацию экспертизы проектирования расширения очистных
сооружений с блоками глубокой доочистки с целью замены очистки сточных вод методом
хлорирования на метод озонирования сточных вод, балансированию бюджетных средствгорода, достойно пережить и выстоять в сложные девяностые годы. Это было сделано.
Несовпадение моих методов работы с главой администрации привело к моему уходу в
марте 1999 года. Дальше 9 лет жизни отдано развитию предпринимательской
деятельности по производству и изготовлению корпусной сертифицированной мебели
совместно с сыном. Мебель, сделанная из массива сосны, кедра, лиственницы до сих пор
радует наших заказчиков из Северобайкальска, Нижнеангарска, Кичеры, Нового Уояна,
Куанды. Сын, Олег Бардеев, продолжает заниматься производством мебели. Построил
вместе со своими работниками свой производственный цех, организовал производство
изделий из искусственного камня и профильного железа, возводит объекты
благоустройства Северобайкальска, на деле реализует мечты нашей семьи: сын, две
дочери, четверо внуков, пять внучек. Бамовская династия Бардеевых продолжается.
Сами за свои средства построили индивидуальные дома. Приобретенный жизненный
опыт на БАМе мы вместе с моей женой Зиной реализуем в развитии деятельности ТСЖ.
Первое ТСЖ «Вертикаль» по проспекту Ленинградский 6, управляемое моей женой,
создано и работает с 2004 года. Ею оказана помощь в создании двух ТСЖ: ТСН ТСЖ
«Стимул» в 2015 году по ул. Парковая 4 и ТСН ТСЖ «Единство» в 2017 году по ул. Парковая
7, в обоих я работаю управляющим с полной финансовой и хозяйственной
ответственностью. За прошедшие годы в перечисленных домах наведен порядок,
сделаны ремонты подъездов, капитальные ремонты систем тепловодоснабжения,
электроснабжения, выполнена модернизация тепловых элеваторных узлов, активно
благоустраиваются придомовые территории. БАМ научил нас быть профессионалами,
служить людям, жить и трудиться по совести и своим примером все лучшие качества
передать новым молодым поколениям. В « бамовской» жизни были разные ситуации,
когда приходилось буквально бороться за справедливость, их всех не опишешь в данной
моей летописи, и я никогда не шел на сделку против совести. Безмерно благодарен своим
родителям, что воспитали себе подобных детей «бессеребрянников». Мой принцип
жизни: « Стремитесь делать добрые дела и думать только о хорошем. Никто не остановит
вас тогда, и путь ваш будет света полон. Спешите делать добрые дела, и будут помнить
вас всегда за ваши добрые дела!».
Бардеев Виктор Викторович, ветеран БАМ с 1975 г., дата рождения 28.03.1953г. в г.
Екатеринбург, награжден медалями «За строительство БАМ» в 1979г., «За трудовую
доблесть» в 1984г.
Член президиума региональной общественной организации
«Ветераны Бурятского участка БАМ», активист - общественник ТОС "Стимул" г.Северобайкальск


Рецензии