Тема монашества, упоминание в лирике... Цикл
(тематический цикл)
1. ПЕРВОЕ ТЕПЛО
В полях открылись первые проталины,
Освободилась стылая земля.
Сугробов избы – старые развалины…
Спросонья птиц встречают тополя.
Скворцы и жаворонки песней восклицательной,
Задорным хором, славят вешний день…
Всё – по приметам давним, проницательным!
И красноклОпами зардел оживший пень.
Благословили небеса природу-матушку,
На вербе почки, что детишки в пеленах.
Сердца так рады солнечному златушку…
Лишь старый сыч – безрадостный МОНАХ.
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2016/08/25/10636
*КРАСНОКЛОП . Насекомое, которое в народе зовут "солдатиком".
2. НАСТОЯЩИЙ ФЕВРАЛЬ
Белым мхом две горсти снега –
Симпатичным стал вдруг пень.
Детвора – по льду, с разбега...
Клён, как северный олень:
Тоже бел... Лишь с пары веток
Две вороны снег струсив,
Всё – кар-кар! – ругают деток
На старушечий мотив.
А детишкам – не до пташек:
Двор забавами влечёт.
Туй аллея – строй МОНАШЕК –
Тихой скромности почёт.
Светит льдинка с небосвода,
Греет души нам – снегирь...
Антипод на антиподе –
Так устроен Божий мир.
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2025/02/18/5024
*АНТИПОД, антипо'ды – в общем смысле, что-нибудь противоположное чему-то другому в чём-либо: антиподы — парные. Источник: Википедия
3. ОКТЯБРЬСКАЯ СИНИЦА
Сердца солнце отдаёт
Лесу юркая синица.
Лёгких крылышек разлёт
С кистью мастера сравнится.
Жёлтым выкрасила лес
Октября златая пташка...
Соловей уже исчез...
Только галка, как МОНАШКА,
Ждёт ноябрьских дней приход:
Серость ей по духу ближе...
Стихнет листьев хоровод,
Небо-келья будет ниже.
А пока что не унять
Тёплой осени синицу,
Не устанет окрылять,
Славить осень-чаровницу.
Каждый миг есть Божий дар –
День ли, ночь – без исключенья...
Желтопёрой грудки жар –
Жизнелюбие с рожденья!
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2025/09/08/3346
*Желтопёрый – имеющий оперение жёлтого цвета.
4. МЕДВЕЖИЙ НОЯБРЬ
Паутины в росах –
Ветви в ожерельях.
Сникнет листьев россыпь –
Ждёт медведя КЕЛЬЯ.
Скоро в спячку сляжет
Бурый зверь-берложник –
Спать зима прикажет,
Коль мороз – безбожник.
От греха подальше,
Увальня упрячет:
Ведь шатун не пляшет –
Злобным рёвом плачет.
Хищник косолапый
Холоден к метели...
Сон свалить нахрапом
Должен до капели.
… Воздух пахнет прелью,
Лист уже не кружит.
Белою метелью
Скоро день завьюжит.
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2013/11/08/1464
*Ке'лья – это отдельная комната или небольшое жилище монаха в монастыре, а также переносное значение — комната одинокого человека. Это место для молитвы, чтения духовных книг и рукоделия, а также для выполнения послушаний.
Основное значение:
Монастырское жилище:
Келья представляет собой отдельную комнату или дом для одного или двух монахов в монастыре.
Назначение:
В келье монах проводит время вне служб и послушаний, занимаясь духовной практикой, включая молитву, чтение и рукоделие.
Обстановка:
В типичной келье находится минимальное убранство, такое как кровать, стол, полка для книг и иконостас.
Переносное значение:
Маленькая комната: В шутливом или переносном смысле кельей называют небольшую комнату одинокого человека.
Исторический контекст:
Слово "келья" происходит от латинского сеllа (комната) и древнегреческого ;;;;;;;.
В афонских монастырях, помимо кельи-комнаты, есть и «келлия» – небольшие скиты, подчиненные монастырям.
5. ИЮНЬСКИЙ СИМЕОН
Ну, вот: погода раскраснелась!
Всё выше градусника столбик.
Пернатых братство расшумелось:
К нам Симеон вернулся, Столпник*!
И небо – Дивною Горою**,
Высокий купол МОНАСТЫРСКИЙ...
Пчела вращаются юлою,
Ведь сгинул прочь мороз сибирский.
Теперь до осени теплынно,
От холодов день исцелённый.
И в сердце нега – что малина...
Июнь восторгом упоённый!
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/06/09/4447
*Июньский Симеон
На календаре:
СимеОн СтОлпник.
Церковь чтит память святого Симеона.
**Последние годы он жизни провел на Дивной Горе (отчего и получил свое прозвище), где основал монастырь.
Обладал даром исцеления. Жил до 596 года.
Считалось, что с Симеонова дня наконец-то начинает править на земле лето, а значит, холода теперь отступят до осени.
Источник:
Газета "НОВОЕ ВРЕМЯ",
Telegram-канал.
***Теплынно. Производное слово от существительного "теплынь".
6. ЗА ДРУГОЙ ЧЕРТОЙ
За города чертой –
Ковыль да пыль.
Пейзаж на вид простой,
Гламурный лоск – в утиль!
Надменность тут смешна,
Другой царит закон:
Где в моде – тишина,
Франтиться – не резон.
За города чертой –
Ковыль да пыль.
Дома издалека –
Единый МОНАСТЫРЬ.
Здесь всюду – простота,
Всесильный монолит.
…Излишни паспорта,
Ты тут – космополит!
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2014/11/15/6348
КосмополИт (греч. kosmopolites от kosmos - вселенная и polites - гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством.
7. УГРЮМЫЙ НОЯБРЬ
Последний лист упал, пожух...
Ноябрь всё чаще лишь угрюмый,
Как нелюдимый он ватрух...
Теперь ОТШЕЛЬНИК, не игумен...
Сады уже без куполов:
Сусальность крон отныне в прошлом...
Пусть небо серых лишь тонов,
Но день безверьем не опошлен.
Ведь православный должен знать:
Унынье – грех... Об этом помня,
Нам с ноябрём – не унывать...
Ведь мрачность мыслей – вероломна.
Ноябрь – что псковский сыч, ватрух,
И пусть сады серы, безлистны...
И пусть опавший лист пожух,
А что погода?.. Мелочь жизни!
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2023/12/10/7773
*ВАТРУ'Х, муж., пск. сердитый, надутый, угрюмый человек.
**БЕЗЛИСТНЫЙ, безли'стный
прил.; = безли;и'стый
Лишённый листьев.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
***ОТШЕЛЬНИК – это человек, который по своей воле или по принуждению живёт в уединении, отказываясь от общения с другими людьми и от мирской жизни. Это понятие связано с аскетическим образом жизни и может быть как религиозным, так и светским.
В контексте истории и религии:
В христианстве отшельничество, или анахоретизм, является древним течением, возникшим с III века, и связано с идеей греховности мира и спасительностью отказа от него.
Слово "отшельник" происходит от слова "шел", означая "ушедший" или "отделившийся" от мира.
Источник: обзор ИИ.
****ИГУ'МЕН. Настоятель мужского монастыря.
***
ИЗ КЛАССИКИ:
КРАЙ ТЫ МОЙ ЗАБРОШЕННЫЙ…
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да МОНАСТЫРЬ.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Сергей ЕСЕНИН
1914 г.
ДЛЯ КОЛЛАЖА ИСПОЛЬЗОВАНЫ
СЛЕДУЮЩИЕ КАРТИНЫ:
"У ворот монастыря". 1875
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
Фролова Вера. "Беседа о Боге". 2020;
"Монах", автор Володин Юрий.
http://www.art-bay.ru/node/558
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Монашество в живописи,
Свидетельство о публикации №125090805041