Эссе Музыка

Ну, а сейчас поговорим о музыке.
Надо сказать, обширнейшая тема.
Начну с того, как пришёл я в класс
виолончели в семь лет. Войдя в комнату
класса я вдруг услышал звучащий рояль с
симфоническим оркестром за стеной класса.
Я встал как вкопанный и мое сердце начало
замирать от необъяснимого восторга. И так я
слушал пол часа стоя, и смотря в стену как на
юдоль будущей своей жизни. Когда стих последний
аккорд оркестра, я спросил у учителя будущего
моего:" Александр Яковлевич! А кто это играл сейчас?" -
" Это играл Сергей Васильевич Рахманинов свой второй
концерт с симфоническим оркестром." И Рахманинов, пройдя
со мною всю мою музыкальную жизнь как мой незримый учитель,
нет; не пианизма и не симфонизма, а высшей благодати звучания.
Будучи в консерватории в 1973 году я написал и посвятил стихотворение
моему любимому учителю:

Люблю Рахманинова очень!
Его второй концерт для рук,
Вводящих форте в осень
И делающих мягким звук.

В нём слышу я дыханье моря
И шум берёзок на ветру.
Россию бросил он и вскоре
Стал скорбно плакать поутру.

И слышу в нём я вздох печальный,
Крещендо клавиши одной.
И тягу к вере изначальной,
К России, матушке родной...

И Его музыкой я болен
До сей поры. Порой я слышу
Как Бог Рахманиновым доволен,
Как Бог Рахманиновым дышит.

Но вскоре я узнал Сергея Васильевича с
другой стороны. Мне случайно попал в руки диск
его"Оратории Иоанна Златоуста". Прослушав его я был
настолько потрясён молитвами в его аранжировке, что
вообще захотелось бросить писать или играть музыку.
Это был шедевр, до селе мне не встречавшийся никогда.

Россия всегда славилась великолепными музыкантами и
дирижёрами, композиторами на весь мир. Хочу остановиться
на величайшем виолончелисте мира Мстиславе Леопольдовиче
Ростроповиче. Учась в консерватории по классу виолончели у
его любимого ученика Баспаева я получил хорошую школу игры.
Ростропович плывя в Нью Йорк на теплоходе месяц ни разу
не прикоснулся к итальянской виолончели мастера Страдивари до
самого концертного зала в Нью Йорке Карнеги Хола. И выдя на
сцену, садясь на стул вдруг издал мощный звук начала концерта
Сен-Санса с Оркестром. Это даже ни прикоснувшись к струнам до
этого начала из самой Москвы ни разу.
Будучи в Аргентине он получил приглашение от выдающегося тогда в
мире виолончелиста Пабло Касальса. Когда Ростропович приехал к нему,
Пабло попросил исполнить его шестую сюиту Баха. Когда Ростропович
закончил сюиту, Касальс пал ему в ноги и стал целовать ему правую
руку. Почему правую? Потому что маэстро имел деташе в правой руке как
никто в мире. Вот таким гением был Мстислав Леопольдович Ростропович.
Уверен! Бог даст ему место в Эдеме.
Направлений в музыке много. Это и джаз, это и джаз рок, и фьюжн,барокко
рок, симфо рок и попса и металлика.
Не касаясь классической музыки, всё это остальное есть производное из джаза.
Джаз зародился в Нью Орлеане 1895 году. Но популярен стал только в начале
хх века. К сведению всех джазистов самая ярчайшая фигура в джазе всех времён
есть Оскар Питерсон. Я бы не назвал его гением. А я бы назвал его Богом в
джазовой музыке. Известность он получил в Америке, хотя родился в Канаде.
Как-то в Чикаго прилетел очень известный, виртуозный пианист. И услышав о
Питерсоне, решил поиграть с ним что-нибудь. Он предложил Оскару повторить
этюд большой виртуозности который сейчас ему он сыграет. После сыгранного
Питерсон в точности сыграл этюд и плюс 10 импровизаций на него в такой же
виртуозности. Несмотря на то, что этот классик являлся оним из лучших
пианистов мира, он в депрессии стал прикладываться к виски. И потом, думаю -
вообще исчез с музыкального Олимпа.
Ещё один интересный случай сейчас расскажу вам о Питерсоне.
Как-то приехав в Женеву он решил зайти в один кабачок, где играли джаз.
Ему очень понравился контра басист. В перерыве Оскар подошёл к нему и спросил, как его зовут. "Меня зовут Нильс" - "Нильс! А не хотели бы вы поехать со мною в Штаты
чтобы поиграть вместе со мной?" - "Что вы, Оскар? Вы гений! Смогу ли я играть с гением?" И всё таки Питерсон уговорил Нильса уехать в Штаты. И что тут началось?!
Они вдвоём "поставили на уши" весь джаз мира! Шедевральные джазовые блюзы стали
появляться один за другим.    Но это ещё были цветочки...
В Америке славился гениальный джазовый гитарист Джо Пасс. Но он "сел на иглу" и
10 лет ничего не играл ни с кем. Но тут он вошёл в длительную ремиссию, и снова
начал импровизировать. И вот на земле появилась джазовая Троице. Где были
музыканты одного сногсшибательного уровня. Но всякой сказочке приходит конец.
И они почти друг за другом ушли с этого мира, уверен, в мир сказки.

Ещё с одним потрясающим музыкантом(если вы не возражаете) познакомлю сейчас вас.
Это Жако Пасториус. Легендарный бас гитарист. Он основал группу Везер рипорт.
Здесь уже не чистый свинг, чёс, блюз. А музыка Фьюжн. Это удивительное направление в джазе. Пасториус безладовый бас гитарист основал флажолетную школу
игры. За пять секунд - 10 флажолет. Это трудно извлекающиеся обертона, но звучание бесподобно. Я сам виолончелист, поэтому тоже играл на безладовом басу.
Учился у Пас Ториуса его синкопическим бравурным пассажам. Писал на ноты все его
импровизации. Потом играл их по нотам, а затем только в унисон с Пас Ториусом.
К нам приезжал Чикагский большой джаз оркестр. И мы сподобились с их ритм группой
поиграть сэйшин. (Коротко) Играли всемирные "Опавшие листья". Блюзы фа мажор.
Ихний басгитарист предложил мне поехать в Чикаго и там играть в крутом кабаке.
Но я отказался. Не хочу повторить участь своего учителя.

Музыку я всегда сравниваю с поэзией. Много схожих терминов.
Например; октетный сонет, терцетный сонет. В музыке это-октава, терция.
И такие же термины, как извлечение звука и много другого похожего.

И в заключение хочу сказать. Поймите, что музыка буквально во всём.
В уме, душе, сердце, в молитве и в утре и в весне и даже в смерти звучит
музыка прошлого. Музыка поднимает нас на добрые дела, приводит нас к состоянию
dega vu! А сумбурная музыка да и ещё на crescendo приводит наше существо к
возвышенному Fornissimo! Поэтому я считаю - музыка есть жизнь!

      P.S. - Нильс Педерсен Гениальный джазовый контрабасист


 

 


 


Рецензии