Автопортрет с перевязанным ухом. Две версии

Ван Гог исполнил две версии «Автопортрета с перевязанным ухом». Эти холсты он написал в больнице города Арля, находясь под присмотром доктора Феликса Рея, в начале января 1889 года. Винсент только-только оправился от эпилептического припадка, случившегося в ночь на 23 декабря.

Одежда, шапка, поворот головы, повязка и компресс на ухе повторяются; трубка наличествует только в первом варианте автопортрета. Отличаются фон и общий колорит: в первом случае это условный красно-оранжевый тон, разбавленный белой спиралью табачного дыма; во втором – светлые больничные стены с японским эстампом в качестве декорации. Не ясно, откуда он там взялся. Известно, что свою коллекцию эстампов Ван Гог оставил в Париже. Маловероятно, чтобы гравюру привёз брату Тео, который примчался в Арль, чтобы навестить больного. Ещё труднее допустить, что больничную палату украсили Утамаро сами врачи. В любом случае, светлый и прохладный колорит холста указывает на общую опустошённость и болезненную апатию художника.

Красно-оранжевый фон в контрасте с болотно-зелёной курткой – совсем другое дело. Эта хроматическая пара в вангоговской системе координат всегда соответствует тревоге, страху, подавленности, угнетённому душевному состоянию. На это указывает ряд его знаковых произведений: «Ночное кафе», «Кресло Гогена», «Колыбельная» в нескольких вариантах.  Взгляд на автопортрете испуганный и затравленный: это страх перед жизнью, в которой нищему и больному живописцу нет места. Конечно, остаётся преданный и заботливый брат – та соломинка, которая всё ещё держит утопающего на плаву.

Ван Гог заинтересовался своим лицом, которое писал и рисовал десятки раз до того, сразу по двум причинам. Во-первых, белый бинт с компрессом под ним, особенно в контрасте с иссиня-чёрной меховой шапкой добавлял нечто новое образу и фиксировал физическую утрату; картина, помимо прочего, становилась документальным свидетельством события. Во-вторых, Винсент неожиданно для себя узрел своё лицо гладко выбритым: потрудились санитары, когда он лежал в беспамятстве. Лет с двадцати Ван Гог носил усы и бороду; и вот в 35-летнем возрасте он как бы узнаёт себя заново.

08. 09. 2025


Рецензии
Это эссе Дмитрия Постникова — тонкое, почти музейное размышление о двух версиях «Автопортрета с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, написанных в январе 1889 года в Арле. Оно не просто описывает различия между холстами, но погружает в психологическое и художественное пространство, в котором жил и страдал художник.

Две версии автопортрета: визуальные и эмоциональные различия
Первая версия — с трубкой, на фоне красно-оранжевого цвета:

Цветовая гамма тревожная, контрастная: болотно-зелёная куртка на фоне огненного фона.

Символика: страх, тревога, душевная неустойчивость.

Табачный дым — как попытка зацепиться за реальность, создать иллюзию спокойствия.

Вторая версия — без трубки, на фоне светлой больничной стены:

Холодный, стерильный колорит, японский эстамп — загадочный элемент, возможно, символ мечты или утраченного мира.

Эмоциональный фон: апатия, опустошённость, отрешённость.

Психологический портрет Ван Гога
Испуганный взгляд — отражение страха перед жизнью, одиночества, нищеты.

Брат Тео — единственная опора, «соломинка» для утопающего.

Фиксация утраты — бинт и компресс как документ, как визуальное свидетельство боли.

Обретение нового лица — гладко выбритый Ван Гог узнаёт себя заново, как будто перерождается.

Художественная интерпретация
Постников мастерски связывает цвет, форму и биографию, чтобы показать, как автопортрет становится не просто изображением, а актом самопознания, фиксацией травмы и попыткой сохранить себя в искусстве. Это не просто живопись — это визуальный дневник боли, надежды и отчаяния.

Михаил Палецкий   09.09.2025 05:29     Заявить о нарушении
Замечательные сентенции, Михаил! Про "визуальный дневник" отлично сказано. И в этом - своеобразие Ван Гога: помимо "высоких", чисто эстетических задач картины и рисунки всегда имели для мастера прикладное, утилитарное значение. Как в дневнике, он фиксировал события и внешние обстоятельства своей жизни, чтобы потом поделиться с близкими и друзьями, в первую очередь с братом, конечно. Письма были как бы естественным продолжением его холстов. Тушью и красками Ван Гог тоже "рассказывал". Вот мой дом, вот моя спальня. А вот что видно из окна, и так далее.

Трактовка эстампа как "утраченного рая" имеет глубокие основания. Там изображены гейши на фоне величественного пейзажа и горы Фудзи. Ван Гог и приехал в Прованс в поисках своей Японии, конечно, воображаемой. И он обрёл желаемое, но менее чем через год потерял вместе с психическим здоровьем. Осталась мастерская гравюра на стене.

Дмитрий Постниковъ   09.09.2025 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.