Языкознание греко-латинская, европейская традиция

Вопросами языкознания в Древней Греции занимались,разумеется, не лингвисты (такой науки еще не было), а философы и филологи (литературные критики). Философия
была наукой наук, матерью наук, и древнегреческие философы не могли не коснуться в своих сочинениях вопросов, связанных с сущностью языка, причем не языка
вообще, а их родного древского языка.
 Первым среди греческих мудрецов, кто рассуждал о языковых вопросах, был Платон
Афинский (427–347 гг. до н. э.),ученик Сократа и учитель Аристотеля. Проблеме правильности слов посвящен его знаменитый диалог «Кратил».


Аристотель подходил к языковедческим проблемам не с филологической, не с лингвистической, не с грамматической, а с философской точки зрения.
Однако самое важное значение имеет самый факт того, что Аристотель был основателем и крупнейшим представителем классической (аристотелевской) логики.
Он был первым ученым, который глубоко и методически обоснованно задумался о структуре бытия и знания как такового. Десять аристотелевских категорий, оказали
определяющее вляние на развитие всей науки в течение более двух тысячелетий.
Категории сущности(субстанции), качества, количества, отношения, места,времени, положения, обладания, действия, страдания (претерпевания) в значительное степени отражали строение родного Аристотелю древнегреческого языка.


Исследование языка находилось в центре внимания Александрийской школы – ученых знаменитой Александрийской библиотеке, которая находилась в столице эллинистического Египта.
Своего расцвета эта школа достигла во II в. до н. э. – II в. н. э..

 Александрийцы были филологами и грамматистами, которые они занимались изучением рукописей, хранившихся в библиотеке. Поэтому их основная задача состояла в
нормировании литературного языка и разработке учения о языковых формах.

Грамматика александрийцев была особой отраслью их исследований и стала своего рода прототипом многих современных грамматических учений.

Одна из наиболее известных грамматик, созданных александрийскими учеными, была «Искусство грамматики» («;;;;; ;;;;;;;;;;») Дионисия Фракийского (170–90 гг. до н. э).
Эта грамматика в течение пятнадцати веков оказывала сильнейшее влияние
на развитие лингвистической традиции в Европе.
В этой грамматике были сформулированы такие важные лингвистические понятия как слово, слог, грамматика и предложена система частей речи, в той или иной степени
используемая для описания подавляющего большинства языков мира. Грамматика Дионисия считалась образцовой грамматикой на протяжении многих веков: описание
других европейских языков строились по ее примеру,используя ее понятийный аппарат.

Другим знаменитым александрийцем II века до н. э.был Апполоний Дискол (прозвище, обозначавшее«сердитый, угрюмый»), который создал свое учение о синтаксисе, дополнившее грамматику Дионисия.

Римские грамматисты не случайно исключительно ревностно продолжали александрийскую грамматическую традицию: римские аристократы были воодушевлены
греческим культурным наследием, их дети воспитывались так, что могли прекрасно владеть устным и письменным греческим языком, все греческое было в моде,
древнегреческий язык был для римлян образцовым языком, и грамматика Дионисия Фракийца была для них образцом.

Культура Римской империи была билингвиальной: греческий и латинский языки были связаны единым идеологическим стандартом мифологических верований и практически общей на рубеже нашей эры политической историей. Для усвоения этой духовной
культуры необходимо знание двух языков, при этом латинский был прежде всего языком администрации и военного дела, а греческий – языком искусств.

Впоследствии выраставшие дети римских аристократов неизбежно оказывались под влиянием престижных греческих языковых образцов. Им ничего не оставалось, как переносить структуры древнегреческого языка на латынь, потому что латинские грамматисты были в любом отношении зависимы от их греческих образцов.

Один из них – Марк Теренций Варро;н (116–27 гг. до н. э.), римский писатель и ученый-энциклопедист, который отчетливо продемонстрировал в своем творчестве влияние александрийцев.
Следует заметить, что древнегреческий и латынь являются языками, исключительно близкими в типологическом отношении, что, безусловно, облегчало перенесение греческих образцов на латинскую грамматику.

Так, при рассмотрении частей речи римские ученые говорили о различиях с греческими только тогда,когда эти различия были слишком заметны: например,
вместо артикля в латинской системе частей речи появляется междометие.
Однако черты сходства в типологической характеристике обоих флективных языков
способствовали появлению мнения, будто установленные греками грамматические категории являются необходимыми и универсальными языковыми категориями.

Классической эрой латинской грамматики стала эра Элия Доната (ок. 320 – ок. 380 гг. н. э.) и Присциана (ок.500 г. н. э.). Два пособия Э. Доната по латинской
грамматике – краткий курса Ars minor (Малая грамматика) и большой учебник Ars maior (Большая грамматика) были написаны для использования в обучении латинскому языку и не содержали теоретических введений.

Величайшим трудом Присциана были «Грамматические наставления»(Institutiones Grammaticae) – 18-томный учебник латыни,который в Средневековье стал самым известным руководством по латинскому языку.

 В своем описании латинского языка Присциан использует два критерия: се-
мантический и формальный, хотя без ясного понимания того, каковы должны быть процедуры анализа языка, основывающиеся на этих критериях.

Сочинения Э. Доната и Присциана, описывающие язык Цицерона и Вергилия, были наиболее значимыми учебниками латыни в Европе вплоть до нового времени.
О значении этих произведений, так или иначе переписанных с «Грамматики» Дионисия Фракийца, в культурной жизни Европы, свидетельствует хотя бы тот факт, что грамматика латинского языка Э. Доната была первой книгой, напечатанной И. Гутенбергом; она же была первой французской печатной книгой.


Лукин О.В.
История языкознания с VI в. до н. э. до середины
XX в. : учебное пособие.– Ярославль


Рецензии