Она была просто женщиной
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
_________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
1913 г.
Несмотря на всю свою гениальность, она была просто женщиной, которой
так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была открытой,
раскрывшей в стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее
знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная –
то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях.
Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть
он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
Имя её навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только
ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее
творения положены на музыку и стали романсами.
Кто эта Женщина? -Марина Цветаева !
8 октября 1892 года в Москве родилась Марина Цветаева. В день ее
рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова.
В стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство.
Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом , профессором в
Московском университете. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная
пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн
.Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в
совершенстве владела немецким и французским, и когда в возрасте 6-ти лет
начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском.
После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было
когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым.
В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Поэтесса уехала
в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон.
Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать.
Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее
детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзий
вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом».Ее творчество
нашло отклик у многих известных литераторов того времени, но особый
интерес она пробудила
у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва,Валерия Брюсова,
которого считали основоположником русского символизма.
Первые сборники Цветаева издавала исключительно за счет собственных
средств. Последней книгой, которая была опубликована, стал сборник под
названием «После России», в который вошли стихи , написанные до 1925-го.
Ее стихи не пользовались большим спросом за границей, хотя в те годы вышел
цикл ее поэзий «Маяковскому». Их поэтессе навеяло самоубийство Маяковского.
Его смерть стала настоящим потрясением для ранимой души Цветаевой.
Своего супруга Сергея Эфрона Марина встретила в 1911-м. Их познакомил
Максимилиан Волошин. через полгода молодые люди поженились, и вскоре они
стали родителями дочери Ариадны. 1917-м рожает еще одну дочку – Ирину.
Но в личной жизни Цветаевой были и другие мужчины, которые сумели завоевать
ее ранимое сердце. У Марины был роман с поэтом Борисом Пастернаком.
В личной жизни великой поэтессы было место не только мужчинам. В 1914-м,
еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась
София Парнок – поэтесса и переводчик. дружеские отношения вскоре
переросли в роман.
Свою необычную связь поэтесса объяснила очень просто и емко. Она сказала,
что любовь между женщинами это дикость, а любить только мужчин –
очень скучно.
Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий.
А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение
отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево.
Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода.
В 1925 году у Марины родился сын Георгий. Вскоре семья перебралась
в Париж. Георгий тоже не мог похвастаться богатырским здоровьем, он был
очень хрупкий и болезненный. Но это не помешало ему уйти добровольцем на
фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен
под Витебском, в братской могиле.
Ни у Ариадны, и у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой
славой не осталось прямых потомков.
В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот
момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился.
Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным
доходом стали незначительные гонорары, которые платили за прозу и эссе.
Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.
В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из
Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста.
Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией.
Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна
отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована в 1955-м.
А мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в 1941-го.
Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной
войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу.
Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу.
28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме на работу посудомойкой.
А через 3 дня повесилась в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева
написала 3 предсмертные записки. В одной из них, адресованной
любимому сыну, она просила прощения за свой поступок, говорила о своей
безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем.
Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь
ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить.
Марина Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. Она повесилась на
той веревке, что принес Пастернак, чтобы упаковать вещи при переезде и
сказал, что веревка так крепка, что на ней и повеситься можно.
Её похоронили 2 сентября 1941 года в Елабуге, на Петропавловском кладбище.
Но из-за того, что шла война, место ее последнего приюта так и
осталось неизвестным. В южной стороне этого кладбища сестра Марины –
Анастасия, нашла четыре неизвестных могилы, датируемых 1941 годом.
Она установила между ними крест, надпись на котором гласила, что в этой
стороне кладбища покоится поэтесса Цветаева. Это было в 1960 году, а
спустя десять лет крест заменили гранитным надгробием.
Фото: Сергей Эфрос и Марина Цветаева. 1911 год.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
***
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
1913
***
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: Аллилуйя!
Спасибо Вам, и сердцем и рукой,
За то, что Вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под Луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами!
***
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
***
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
1915 г.
Валерий Экс 13.09.2025 18:40
Материал взят из открытых источников.
Свидетельство о публикации №125090606045
***
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
1913
***
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: Аллилуйя!
Спасибо Вам, и сердцем и рукой,
За то, что Вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под Луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами!
***
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
***
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними — вороны…
— Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
1915 г.
Валерий Экс 13.09.2025 18:40 Заявить о нарушении