Последняя картина Эдуарда Мане

На иллюстрации  –  «Бар в Фоли-Бержер», 1882 г., галерея Курто, Лондон.

*************************************
Какая гадость – пенное вино в бокалах!
И скрипок визг, и блеск огней, и дым столбом.
О Боже, как же в этот я вертеп попала?..
Да хоть бы поразил его небесный гром!

Прикована цепями к барной стойке, что ли…
Ну почему сбежать отсюда не могу?
Опять ворчит хозяин, зол и недоволен,
что я, как статуя, окаменев, стою. 

Он, словно старый Лот, опять с утра напился
и улыбаться пьяным господам велел.
Да чтоб живьём он в преисподню провалился, 
чтоб чёрт его железной кочергой огрел!

Ох, не накликать бы проклятьями беду!
Терпеть должна… Ведь дома ждёт меня отец.
Куплю ему лекарства, книги  и еду,
и за квартиру долг отдам я наконец.

Как дамы хороши, под шляпкой прячут лица,
особенно одна, в перчатках ярко-жёлтых.
А я - вся на виду, и мне нельзя укрыться -
от света люстр,  под потолком зажжённых. 

Вчера художник повстречался мне у входа.
Шёл дождь,  раскрыл он зонт над головой.
Весь в чёрном - было в нём волнующее  что-то.
И как никто, почтителен он был со мной.

И вот опять стоит зеркальным наважденьем.
Три розы подарил и золотой браслет.
- Зачем ты их взяла, - твердит мне отраженье. -
Ну как теперь ему сказать ты сможешь «нет»?!

И правда, как другие, не был он зануден,
не говорил, смеясь, игриво-пошлых слов.
А в бар, наверно, просто так зашёл, от скуки.

Что ж, я пошла бы вслед за ним, когда б не руки…
холодно-бледные, как устрицы на блюде,
и мутный взгляд мертвенно суженных зрачков. 


********************************************
Примечания.
1. Библейский праведник Лот, единственный содомлянин «традиционной» ориентации, пил беспробудно. (Быт. 19. 31- 39).
2. Моделью для мужчины в зеркале был друг Эдуарда Мане, художник Анри Дюпре.
Другой его друг, поэт Шарль Бодлер,  был наркоманом (мутный взгляд и суженные зрачки бывают у тех, кто принимает опиум и морфий, иногда - гашиш и марихуану).
3. Женщина в белом платье и жёлтых перчатках  – дама полусвета Мери Лоран, справа от неё ; актриса Жанна де Марси, слева – тот же самый Анри Дюпре.


Рецензии