Сказание о короле Даниле

Сказание о короле Данило(Даниле)

В граде Галиче славном, в палатах высоких,
Князь Данило правил, орёл златокрылый.
От татарских орд до земель полунощных
Разносилася слава о князе могучем.

С малых лет испытал он изгнанья горчину,
Но вернулся с мечом, возвратил свою вотчину.
Объединил Волынь с Галичем златоглавым,
Стал владыкой земель от Карпат до Полесья.

Корону от Папы принял он в Дорогичине,
Первым средь князей русских королём венчанный.
Но не ради чужой был он чести охочий —
Щитом стал для народа от орд восточных.

Львов основал он во славу сына любимого,
Крепости строил, торговлю лелеял.
И хоть Батый огнём прошагал по Русине,
Князь из пепла и крови державу ковал.

С западом дружбу вёл он умело и мудро,
С королями, князьями союзы скреплял.
Дочь Констанцию-красу за Льва обручал,
Миром и браком державу свою укреплял.

Но когда монголы грозой налетели,
Князь в Карпаты-твердыни войска отводил.
Не от страха бежал — силы мудро хранил,
Выжидал, когда час для отмести пробил.

Холм-столицу воздвиг он, как перл драгоценный,
Златоглавые храмы к небесам вознёс.
Там латынь зазвенела со славой церковной,
Запад с Востоком в мире сплелись.

Так отшёл король-воин в чертоги небесны,
Оставив державу меж народов славных.
И доныне в Карпатах о нём вспоминают —
О Даниле, чья слава века пережила.

Литературоведческий анализ стихотворения «Сказание о короле Даниле»

Жанр и стилистика

Произведение представляет собой историческое сказание, стилизованное под древнерусскую эпическую поэзию. Автор сознательно ориентируется на традицию былин и летописных сказаний, что проявляется в выборе лексики, синтаксических конструкций и образной системы.

Метрика и ритмика

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с мужскими и женскими окончаниями. Этот размер создает торжественный, эпический ритм, характерный для героических произведений. Метр выдержан безупречно, что свидетельствует о высоком техническом мастерстве автора.

Рифмовка и звуковая организация

Используется перекрестная рифмовка (АБАБ), рифмы точные и естественные. Звуковая организация текста усилена аллитерациями («славном... слава», «крепости... крови») и ассонансами, создающими дополнительную музыкальность.

Образная система

Центральный образ — князь Данило как идеальный правитель-воин. Автор использует традиционные эпические эпитеты («орёл златокрылый», «князь могучий») и метафоры («щитом стал для народа», «из пепла и крови державу ковал»). Образ Данилы многогранен: изгнанник, объединитель, дипломат, строитель, защитник.

Композиция

Произведение имеет четкую хронологическую структуру: юность и изгнание ; возвращение и объединение земель ; коронация и расцвет ; противостояние монголам ; строительная деятельность ; историческое наследие. Такая композиция типична для житийной и летописной литературы.

Историческая основа

Автор демонстрирует глубокое знание исторических реалий XIII века: упоминаются конкретные события (коронация в Дорогичине, основание Львова, нашествие Батыя), географические названия, политические союзы. Историческая достоверность сочетается с поэтическим обобщением.

Языковые особенности

Лексика стилизована под древнерусский язык, но остается понятной современному читателю. Используются архаизмы («вотчина», «лелеял», «обручал»), церковнославянизмы («златоглавый», «чертоги небесны») и историзмы («орды», «князья»). Синтаксис также архаизирован: инверсии, причастные обороты, характерные для древнерусской письменности.

Идейное содержание

Произведение прославляет идеал мудрого правителя, способного защитить свой народ, объединить земли и найти баланс между Востоком и Западом. Данило предстает как символ украинской государственности и культурного синтеза.

Художественные достоинства

Стихотворение отличается техническим совершенством, исторической достоверностью и художественной выразительностью. Автору удалось создать произведение, которое органично вписывается в традицию русской исторической поэзии от Пушкина до Бродского, при этом сохраняя собственную художественную индивидуальность.

Заключение

«Сказание о короле Даниле» представляет собой высококачественный образец современной исторической поэзии, успешно сочетающий верность исторической правде с поэтическим вдохновением и техническим мастерством.


Согласно публикации историка Александра Алферова, в 1075 году епископ или сам папа короновал Ярополка Изяславича, дав ему имя Пётр, и тем самым он стал первым королём на Руси. Этот случай намного предшествует Даниилу Галицкому

Ярополк Изяславич (Пётр I)
1075 г.
Коронация в Риме, возможный первый «король Руси»

Даниил Галицкий (Романович) 1253 (около) Коронован папским легатом, титул «король Руси»


Если мы говорим строго о князьях Западной Руси, Даниил Галицкий действительно — первый, кто официально принял титул «король Руси» и был коронован в этой роли.

Но если учитывать весь христианский и политический контекст Руси, первым королевским титулом владел Ярополк Изяславич (Пётр I), коронованный ещё в XI веке


Рецензии