Рецензия на книгу Н. Редозубовой Прориси

Наверное, закономерно, что третья книга стихов Наталии Редозубовой называется «Прориси» - после её «Воздуха», где вольно читаемая акцентная гласная позволяет думать о некоем покрове, распростёртом над приносимыми поэтом дарами, и «Уверения» - это вполне логичное продолжение внутреннего пути художника, которым он проводит и своего невидимого собеседника-читателя, а на самом деле -  сотаинника совершаемого таинства жизни. От едва, но чутким слухом привычно улавливаемых колебаний воздушных масс, как первичной среды для жизни, позволяющей не только дышать, но и творить, через стремление убедить кого-либо (прежде всего – себя) в правоте выбранного направления – к ясно проступающим контурам процарапанного памятью сердца утраченного рая:

Окраин, краёв затерявшихся бог знает где-
в провинции провиденциальном тумане –
…которых в надмирной своей слепоте, глухоте
никак не найти, не заметить, но припоминая,
всё то, что исчезло, рассеялось, не заживёт…

Эти прориси – зыбкие, плавающие, то приближающиеся, когда лирическая героиня, отступая от края, вдруг видит и чувствует, как «там играет, искрится, цветёт», то вновь отступающие на задворки «тектонического разлома» бытия, потому что «морок стелется, гнёт, атакует».  Они во множестве проступают в форме эпитетов: «незримая сторона», «недопроявленный снимок», «пасмурный день», «летучее время», «смутная надежда», а затем, словно укрепляясь на завоёванных межстрофных рубежах, приобретают метафорический размах: «затяжной - тайнозритель - весной никому не откроет», «пространство-рана-странно и спозаранку простирается».
Драматизм сюжетной линии книги явлен автором с первых слов: «Время сурово, очи Божьи темны» - и в том видна честность по отношению к своему читателю, который, поддавшись на заголовок, с самого начала станет ожидать встречи с проступающими сквозь наш мир очертаниями иной реальности, Горнего Иерусалима, «ихже око не виде, и на сердцу человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Всё это будет потом («небо в алмазах, дол без волчцов и без терний»), а сначала долгий и трудный путь сквозь «дымные дни» средь «громов войны и мира». Во время чтения я сама ощущала себя то воином, облачённым в латы и шлем, сражающимся с невидимым и опасным врагом: «рывком от окопа до окопа», то пробирающимся по выжженной чёрной пустыне в попытках выйти на мало-мальски пригодную для жизни поверхность, то стоящей одной ногой на утлом судёнышке, несущемся в шторм по бушующим водам житейского моря – туда – « от заката к рассвету, вперёд, не назад – к свету».
Книгу «Прориси» Н. Редозубовой не прочитать за один раз. И это хорошо. Иначе можно отчаяться от ощущения надвигающейся неизбежной вселенской катастрофы, сопровождающейся верными знаками последних времён: войнами, «замордованностью, смятением, озлоблением», оскудением в сердцах любви. Но внимательному сопутешественнику лирической героини на всём протяжении книги светит невидимый для поверхностного взгляда мягкий свет веры, которая, по словам автора, есть «вершина». И с этой вершины легче просить:

Боже, к тебе утренюю:
храни планету седьмую


Рецензии