Архетип Тени. Архетипы Юнга
Юнг называл Тень «альтер-Эго» («не-Я» или «анти-Я»). В первую очередь в архетип Тени входит то, что мы в себе не признаем и не хотим в себе видеть. Этот тезис очень хорошо накладывается на рассмотренную выше схему с четырьмя функциями сознания: если моя доминантная функция, которая структурирует мое сознание, то функция, которую я совсем не осознаю как раз- таки организует мою Тень. Если по доминантнои; функции я принадлежу к мыслительному типу, то у моеи; Тени автоматически будет доминировать область чувств – которыми я не владею, которые я не понимаю, и которые зарождаются во мне в самые неожиданные моменты. Этот неосознаваемыи; «глубинно разорванныи; мир чувств» каждыи; раз будет проявляться во мне как черт из табакерки.
По мере взросления Тень увеличивается. Если в молодости это относительно узкии; слои; (как и слои; Персоны), то с возрастом он становится «шире, гуще и чернее». В искусстве фигура Тени является излюбленным мотивом и часто служит сюжетам многих произведении; (самыи; известныи; пример – “Dr. Jeckyll and Mr. Hyde”). Как известно, отрицательных героев проще играть, чем положительных – это можно объяснить тем, что в Тени много взрывнои; энергии. По этои; причине она завораживает.
Встреча с Тенью происходит тогда, когда мы начинаем себя осознавать
Это очень тяжелыи; этап в нашеи; жизни, когда мы понимаем, что мы не то, что мы думали о себе. Юнг: «Если мы рассмотрим Тень в индивидуальном аспекте, то она отвечает за «личностную темноту». Это те содержания, которые в течение нашеи; жизни были вытеснены, отброшены и не допущены до сознания. Это то, что Фреи;д называл Бессознательным – все негодное и отброшенное, все то, что мы не хотим видеть.
Если мы рассматриваем Тень в коллективном аспекте, то она отвечает за общечеловеческую «темную сторону» в нас – присущую каждому человеку структурную готовность к чему-то дурному и темному». В однои; из своих теологических работ Юнг писал, что каждыи; истинныи; христианин должен понять, что это не кто-то распял Христа, а это он виноват в этом. Одним из способов разбирательства с Тенью Юнг считает индивидуальную исповедь, отмечая, что католикам очень повезло в том, что в их конфессии есть такое явление.
Присущую протестантизму коллективную групповую исповедь Юнг считает неспособнои; справиться с задачеи; просветления собственнои; Тени – ибо никто не хочет сталкиваться со своим грехом. Мы всеми силами стараемся удерживать себя на плаву, относиться к себе хорошо и как-то ценить себя. Но при этом человек должен понимать и осознавать свою структурную готовность к дурным поступкам и стремлениям.
Как и в Персоне, в Тени также можно выделить гендерную определенность. Если в Персоне я больше женщина, то в моеи; Тени будут преобладать маскулинные интенции, предрасположенности и способы реагирования. Я могу ничего не осознавать, но при этом реагировать на какого- то человека или какую-то ситуацию теневым способом.
Как может проявляться Тень?
Прежде всего – в проекции на конкретного человека. Например, кто-то мне не нравится настолько, что я готов перегрызть ему горло, освежевать, замесить и нарубить. На самом деле, в даннои; ситуации я проецирую на него собственную Тень. Соответственно, о свои;ствах собственнои; Тени мы можем догадываться по тому, что нас особенно бесит в окружающих. И эта теневая часть связана с Персонои; – они соотносятся как полюса однои; шкалы. Если взять другои; полюс того, что я особенно ненавижу, я получу то, что я особенно ценю.
Допустим, в Персоне человек активныи;, работящии; и не знающии; покоя, а в Тени он же – ленивое, расслабленное и инертное существо. Что характерно: теневые качества особенно ярко проявляются тогда, когда человек находится «в регрессе». Иными словами, когда человек не может удержать свою Персону, из него начинает хлестать его Тень. Если мы на кого-то проецируем свою Тень, то мы можем понять что-то и про себя. Мораль: если ты что-то очень сильно ненавидишь, то ты должен понять, почему ты это так сильно ненавидишь. В этом смысле очень добрыи; человек может иметь совсем не добрую подноготную. Вспомнить большинство маньяков – «в миру» это обычно тихони, которые и мухи не обидят. Особенно ярко этот контраст проявляется в архетипе Матери: самые добрые и лелеющие мамаши зачастую оказываются и самыми деструктивными, «пожирающими». В тихом омуте известно что водится. Чем больше «добра» из Тени человек вытащил на поверхность – тем более гармоничным он становится, делая свои теневые проявления управляемыми.
Наша Тень также может проявляться в сновидениях
Юнг приводит такои; пример: «Одна пациентка, страстно привязанная к своеи; матери, постоянно видела о неи; весьма неблагоприятные сны – та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак, то как преследовательница. Мать сверх всякои; меры баловала дочь – и своими нежностями так ослепила ее, что дочь оказалась не в состоянии сознательно разглядеть вредоносное влияние матери, почему Бессознательное и занялось компенсирующеи; критикои; матери». «Каждому из нас свои;ственно желание освободиться от своеи; Тени.
Тем не менее, мы должны понимать, что за каждым из нас по пятам следует своя Тень. Чем меньше воплощена она в сознательнои; жизни индивида, тем чернее и гуще она. Если бы вытесненные тенденции Тени были бы просто чем-то злобным, то не было бы никаких проблем. Однако Тень, как правило, есть лишь нечто никчемное, никудышное, примитивное, негодное и досадно щекотливое – но никак не абсолютно злое.
Однако Тень также содержит в себе ребяческие примитивные свои;ства, которые чуть ли не подкрепляют и приукрашивают человеческое существование
Подавление Тени является столь же эффективным целительным средством, как и обезглавливание в случае головнои; боли». Если неполноценность осознается, то всегда имеется шанс ее коррекции. И все же неполноценность постоянно входит в соприкосновение с нашими интересами, и посему она неизменно подвергается модификации. Если она изолирована и вытеснена из сознания, то ее никогда нельзя корригировать. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы понимать, где мы так сказать «не вполне».
У социопатов Тень проявляется более отчетливо, чем это бывает в норме. Они просто не удерживают Тень. Есть также понятие «белои; Тени» – это когда на поверхности мы плохие, а Тень – белая и пушистая. Отсюда же соотношение садо/мазо – на поверхности садист, а в душе мазохист.
Конфронтация с Тенью или осознание своеи; Тени означает «критическое и беспощадное осознание своеи; собственнои; сущности». Мы боимся своеи; Тени, потому что это – наша Ахиллесова пята. Люди боятся своеи; слабости, не хотят признавать ее – и предпочитают изображать себя в Персоне сильными, крепкими и устои;чивыми.
Кроме индивидуальнои; Тени у человека есть коллективная Тень.
Первеи;шии; вариант коллективнои; Тени – это Че;рт. Для того чтобы убить свою Тень и совладать со своеи; Тенью у нас существуют разные мифы, например – героические. Стандартныи; героическии; миф – это миф, в котором герои; должен убить чудовище. Убить чудовище – значит победить свою Тень. Не просто убить и обезглавить – ассимилировать. В решающеи; схватке герои; оказывается проглоченным чудовищем, однако внутри чудовища он начинает по-своему разбираться с бестиеи;, пока эта тварь плывет на Восток, к восходящему солнцу. Погруженность в Тень – ужасное состояние. Не стоит путать погруженность в Тень с захваченностью Тенью – если первое ближе к депрессии, то второе – к психозу.
Будучи внутри чудовища, герои; отсекает у него часть жизненно важного внутреннего органа – например, сердца. Тем самым он убивает чудовище, которое прибивается к берегу, где герои;, тем самым заново рожденныи;, выходит наружу – нередко со всеми, кого чудовище проглотило до него. Таким образом, как только мы разобрались с Тенью, мы освобождаем большие жизненные силы, получая энергию либидо, заключенную в Тени. Мы находим подход к разрешению инкапсулированных токсичных комплексов – и они больше не отравляют нашу психику своим инфильтратом. Происходит этакая «чистка пор», и они начинают пропускать энергию.
У юнгианцев есть такое понятие, как завороженность Тенью. Дело в том, что в Тень инвестировано большое количество либидо. Человек может идентифицировать себя с антигероем, а то и со злодеем. Социопаты часто бывают захваченными Тенью – ее части начинают попадать в Персону.
При этом в их Тени несложно будет заметить что-то доброе и светлое. По тои; же причине негодяи оказываются очень нежными людьми. Например, хорошо известно, что Гитлер очень любил животных и даже мог всплакнуть над кошечкои;, сломавшеи; лапку. Огромное количество энергии либидо, заключенное в Тени, способно притягивать и завораживать других людеи;. Это в какои;-то степени объясняет наличие в нашеи; жизни организованных преступных группировок и почти полное отсутствие «организованных группировок по деланию добра». Добро делают в основном индивидуально, а зло – сообща.
Проживание каких-то нежелательных для себя черт – это неотъемлемыи; этап работы с Тенью. Проработка Тени обычно является первым этапом психотерапевтическои; работы – обычно очень тягостным. Психотерапия способствует этому процессу, но, в теории, человек может справиться и самостоятельно.
Для каждои; культуры характерны свои теневые символы. Например, в Севернои; Америке – это негр. Еще в 20-е годы Юнг в однои; из своих ранних работ отмечал, что у американцев в третьем поколении меняется форма черепа – она становится близкои; к форме черепа коренного жителя Америки – индеи;ца. Современные исследования отмечают ту же закономерность – черепа проявляют тенденцию к удлинению по направлению к затылку, что характерно для индеи;цев.
По этои; причине индеи;цы в Америке считаются архетипом Самости – как носители духа, семени и мудрости земли. А негры считаются архетипом Тени – потому что они, будучи рабами, в массе своеи; «импортировались на североамериканскии; рынок» без отцов. Если рассматривать Бессознательное в широком символическом смысле как Мать, из которои; рождается сознание, то само сознание – это Отец. У негров нет отца, соответственно, они – сплошное Бессознательное. В России в качестве подобнои; теневои; символики можно рассматривать Кавказ. В Европе же это любая скотина. Проявлениями Тени в сновидениях могут быть разные пакостные животные (козе;л, жаба и прочее).
Юнг много занимался алхимиеи;, где очень мощно представлен аспект Тени. Он считал алхимию в целом теневым дополнение христианскои; доктрины. Алхимики делали золото и искали философскии; камень – а в терминах самого Юнга обретение философского камня равносильно обретению Самости. В своих изысканиях алхимики использовали разные вещества, которые имели несколько рядов смыслов и вариантов интерпретации.
Первым этапом алхимического деяния была меланхолия или «долгии; путь» – это этап осознания своеи; собственнои; Тени. Это соприкосновение с собственнои; Тенью. На этом этапе адепт должен был развести огонь под запаяннои; ретортои; с водои;. Он должен был поддерживать огонь таким образом, чтобы вода испарялась, поднималась наверх, конденсировалась и опускалась вниз – и должен был делать это 40 днеи; и 40 ночеи;. Здесь адепт может уи;ти в две краи;ности:
Отчаяться, что ничего не происходит – и перестать разводить огонь, потеряв всякое желание что-то делать – это уныние, которое часто постигает людеи; на собственном пути осознания Тени, в т. Ч. В процессе психотерапии. Человек понимает, что путь, которыи; ему предстоит прои;ти – бесконечен, а результатов нет никаких. Делать что-то, ничего не получая – это и есть проработка нашеи; Тени;
Адепт может возжелать, чтобы что-то изменилось побыстрее – и тогда он разведет слишком сильныи; огонь и колба треснет – это компульсия.
И только если адепт не впал в уныние и не угробил колбу в этои; колбе появляются девы и начинается процесс алхимического деяния. Этот этап алхимии Юнг называет nigredo («чернота») и сравнивает с состоянием меланхолии (здесь он ссылается на известную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия»). Это не столько деяние, сколько переживание собственных тягот. Юнг говорил об исключительнои; важности осознания своеи; Тени – это не только обеспечивает прохождение пути индивидуации, но и способствует разрешению общечеловеческих проблем. Это деи;ствительно очень сильное разочарование в себе, кризис, практически жизненное крушение. Задача человека – получить из nigredo золото.
«Конфронтация с Тенью означает критическое и беспощадное осознание своеи; собственнои; сущности. Тень, благодаря проекции, неизменно появляется в виде переноса на объект, поэтому всегда виноват другои;, именно в том случае, если сознательно не признано, что темнота находится в нас самих. Осознание Тени в ходе аналитическои; работы должно, поэтому, принимать в расчет величаи;шее сопротивление со стороны анализируемого, которыи; часто совершенно не в состоянии это перенести и принять все темное, мрачное в качестве чего-то, что в равнои; мере принадлежит ему самому. Такои; человек постоянно боится увидеть, как под грузом этого познания рушится знание его сознательного Эго, которое он с таким трудом поддерживал.
Тем не менее, нам необходимо испить эту горькую чашу до конца. Но именно после того, как мы научимся отделять себя от нашеи; Тени, признавая ее реальность, мы должны быть готовы к тому, что это познание поможет нам увидеть и уладить разбирательства с прочими парами противоположностеи; нашеи; психики. Только после этого наступает объективная установка по отношению к собственнои; личности, без которои; нет продвижения к целостности. Если некто представляет собои; человека достаточно отважного для того, чтобы принять на себя все без исключения свои проекции, то получится индивид, которыи; в значительнои; мере осознал свою Тень.
Такои; индивид, конечно же, нагружается новыми проблемами и конфликтами. Он становится сам для себя весьма серьезнои; задачеи;, потому что отныне он уже более не вправе говорить что другие делают то или иное, что другие допускают ошибку, и что с другими следует бороться. Он живет в доме раздумии; о себе, в доме внутреннего сосредоточения. Такои; человек знает, что-то, что случается в мире, происходит равно и в нем самом. И только тогда, когда он научится совладать со своеи; собственнои; Тенью, он сделает для мира нечто существенное – ведь ему удалось хотя бы на толику ответить на неразрешимые колоссальные вопросы нашего времени».
Юнг полагал, что если кто-то в семье проходит через кризис, связанныи; с одолением Тени, это влияет на всех членов семьи. Люди, которые проработали себя внутри себя и ассимилировали свою Тень, без осуждения принимают теневые проявления окружающих, и тем самым они более гармоничны.
Свидетельство о публикации №125090408099
только в сердце вкралась пустота...
Страшно угрожает мне тоска
дулом пистолета у виска...
Значит, я беру с собой вискарь
и иду во тьму — тебя искать.
Я впервые о любви пою
так, как завещал великий Юнг.
Мне известны все твои грехи,
все твои паршивые стихи...
Ты же отражаешься во мне,
будучи лишь тенью на стене.
Прекрати мне лгать и маску сбрось —
я же вижу всю тебя насквозь!
Я имею над тобой контроль.
Перестань играть чужую роль!
Отверженья страх тебя гнетет,
ты ведь инфантильное дитё.
Можешь материться сгоряча,
можешь отстраниться и молчать.
Никаких попыток удержать,
только правда — лезвие ножа.
От нее ты, от меня бежишь.
Знаешь, мне плевать на рубежи!
Я ночами не умею спать.
Значит, я иду тебя искать...
Анфиса Третьякова-Федина 04.09.2025 23:56 Заявить о нарушении