Мой
Но связанность - моя, соотносимость
Того, о чем я мыслю так, со мной -
Моя в каком-то смысле уязвимость.
Мои - работа, мама, голос, друг.
Мои "котенок", "зайка" или "Шенчик".
Мои грехи или мой "ближний круг".
Моя любовь ну и мой Бог, конечно...
Но вот когда монашеский обет -
Он тоже - мой, он тоже - мой, не так ли?
Произнесен... то связанности нет...
Иначе не обет, а часть спектакля...
Тогда свобода даже от такой
Усвоенности мной любого чувства,
Не только вещи: этот мир не мой,
Он Божий, и я медленно учусь
Передавать - и волю, как и вещь,
И даже тело - во владенье Богу.
Как это... больно... всё "моё" отсечь...
Но есть обет. И - божия - дорога.
2025-09-03
Навеяно:
"Я в 1939 году произнес монашеские обеты, через неделю попал в армию и началось армейское житие. Помню, как-то вечером я сидел и читал; рядом со мной лежал огрызок карандаша – с одной стороны подточенный, с другой подъеденный, соблазняться было действительно нечем. И вдруг краем глаза я увидел этот карандаш, и мне что-то сказало: ты никогда больше за всю жизнь не сможешь сказать: “это мой карандаш”. Ты отрекся от всего, чем имеешь право обладать... И – вам это, может, покажется совершенным бредом, но всякий соблазн, всякое такое притяжение есть своего рода бред – я два или три часа боролся с тем, чтобы сказать: да, этот карандаш не мой – и слава Богу!.. В течение нескольких часов я сидел перед этим огрызком карандаша с чувством, что я не знаю, что бы дал, лишь бы иметь право сказать: “Это мой карандаш”. Причем, практически он был мой карандаш, я им пользовался, я его грыз. И он не был мой; и вот тогда-то я почувствовал, что не иметь – одно, а быть свободным от предмета – совершенно другое дело.
Поэтому, когда мы говорим о нестяжательности, есть внешняя сторона: не копи, не покупай, не обладай; но главное: не будь связан с предметом так, что, в сущности, не он тебе, а ты ему принадлежишь, потому что всегда бывает так, что оба друг друга держат. Когда я мальчиком был, помню, бабушка мне рассказывала, как после какой-то битвы между турками и греками, где греки одержали победу, в темноте греческий солдат кричит своему офицеру: “Поручик, поручик, я взял турка в плен!”.. Тот отвечает: “Так тащи его сюда!” – “Не могу, он меня слишком крепко держит...” Понимаете, дело-то в том, что он его “взял в плен”, потому что его сторона одолела, но раз, держа его, он и сам не мог двинуться, он такой же пленник был. То же самое с карандашом: он меня держал в плену."
/митрополит Антоний Сурожский/
Свидетельство о публикации №125090305815
... Да, Мари, стремление ко Горнему НЕСОВМЕСТИМО с эгоистическим "мой". Ведь стремление ко Горнему - это движение в сторону Любви, а Любовь всегда отдает, всегда жертвует. Невозможно искренне возжаждать Небесного - и в то же время самоутверждаться в эгоцентризме, - невозможно! Или - или. Эгоцентрическое мироощущение всегда клонит человека к земле, к земному. Вот это "я", "моё", "мои" - путь в болото торжествующей приземленности (если можно так сказать). Отдать себя, распять себя во имя Другого (Бога, ближних) - наоборот, путь в Небо.
В общем, стихотворение - в десятку, дорогая Мари. И очень-очень мне по сердцу (сам на эти темы часто думаю, с годами - всё чаще!). СПАСИ ХРИСТОС, Друже!!!
... Помню о Вас, милая Мари. Всегда помню. Молюсь, люблю, ценю. Вы замечательный поэт и глубокий, чуткий, тонкий человек! Спаси и сохрани Вас Господи, Друг мой безценный!
С признательностью, с теплой молитовкой о Вас,
с самыми искренними дружескими чувствами,
Ваш Павел.
Щедрых благословений Всевышнего!!! С Богом!!! +++
Павел Верба 19.09.2025 18:41 Заявить о нарушении
Тоже люблю митрополита Антония, этого мудрого апостола любви.
С благодарностью и молитвой о Вас, Мари
Мари Сетэр 21.09.2025 11:47 Заявить о нарушении