Своя роль

                Из цикла «Антиспам»

Герои читаных романов,
Герои будущих поэм
Спешат куда-то утром рано,
Бегут откуда-то затем.

Спокойным шагом или в мыле, –
Конечно, это им решать, –
Самим себе они отныне
И присно не принадлежат.

А мы за ними наблюдаем
Через границы и века,
Хохочем вместе и страдаем –
Издалека и свысока.

Мы их читатели, мы судьи,
Мы знаем больше их самих.
И наперёд рядим да судим,
Как будто нету дел других.

И в чем-то с автором согласны,
Но спорим, жизненность блюдя.
Мы ко всему всегда причастны –
Из комнаты не выходя.

И только лишь гораздо позже
Прозреем, отыграв гастроль:
НАС на экранах смотрят тоже –
Ох, и дурацкая же роль!..

                Июнь-июль 2024 года


Рецензии
просто, логично, честно и, к сожалению, актуально

Серж Конфон 4   23.11.2025 13:19     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Меня всегда чрезвычайно интересовали проблемы соотношения субъектности героев художественных произведений как между собой, так и с автором произведения, но также с их реальными прототипами (если таковые имели место быть). К сожалению, я профессионально не занимался психологическими, логическими, аксиологическими и эпистемологическими вопросами искусства, но тематику соотнесения Автора и личности героя (например, литературного) считаю совершенно недостаточно разработанной в философии искусства и философии творчества. Подавляющее большинство авторов вообще не задумывается о том, кого они пишут (описывают, творят, сочиняют), и насколько нелепо этот герой выглядит с позиции, например, историка, или психолога (в смысле полной недостоверности невозможности).
В качестве классического примера недооценки этой ключевой проблематики можно привести многие советские художетсвенные фильмы о Великой Отечественной войне, в которой даже неискушенному в ратных делах человеку бросается в глаза разительный контраст между вдумчивыми, решительными и логичными советскими бойцами и командирами и трусоватыми, неуклюжими, не очень умными немцами. Одно дело, когда высмеивается враг (в кинокомедии), другое дело – серьезное, монументальное кино.
Таких примеров в литературе и кино можно привести сотни. И, невзирая на критику нормальных постструктуралистов конца ХХ века, повсеместно преобладает ситуация, при которой вершиной "пищевой цепи" (от сочинения идеи и разработки персонажей до философского обоснования концепции произведения) является сознание автора, не допускающее, за редким исключением, иных трактовок или иных модальностей. Отсюда – неинтересная и неглубокая фантастика, смешные и механистические детективы, поверхностные и притянутые за уши "психологические" драмы и т.д. Про исторические романы молчу – там очень смешно и грустно одновременно.

Игорь Родос   28.11.2025 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.