Все там будем. Анатомия угасания, анатомия ухода. Образ остановившегося реактора ( я так увидел, уж извините)немного пугает. ОЗК здесь не поможет, здесь ничего не поможет... Воспоминания? Ну, так это вам последний дар... Время понятия субъективное, придумано оно человеком. Не будет нас, не будет и времени. Парадокс.
Страх - маркер. Если страх еще присутствует, значит не все потеряно, имхо. Тут главно не оступиться окончательно в воспоминания и не стать частью их реальности. А тело? Прах к праху. Спасибо! С уважением, Михаил
____________________________________
Есть у меня нечто созвучное по настроению, буде у вас желание и время - прочтите. Называется "Вечерняя Стража". Интересно будет узнать ваше мнение. Извините за наглость)Человеческая механика, или механика человечества)...
Мне кажется, что пустая оболочка оставшаяся от времени это Хаос, зарождающийся Хаос, пока еще сдерживаемый нашим существованием, пусть уже и недолгим... Так почему - то увиделось)
и еще один образ пришел после прочтения... Реторта алхимика и умирающий в ней гомункулус... Только вот какие у него воспоминания? Значит в питательный раствор алхимик добавил частичку себя... Широкая тема.
Стих был задуман как погружение, в экзистенциальный ужас, используя язык биологии и техники. Описание поломки, системной аварии человеческого существа. Катастрофа не вовне, а внутри. Медитация на тему травмы, паники и экзистенциального кризиса.
Что касается ваших размышлений, то они как глубокое дополнение к стихотворению, своего рода вторая, философская часть диалога с текстом. Вы не просто увидели «остановившийся реактор» — вы его диагностировали. По поводу того, что ОЗК здесь не поможет, все верно. ОЗК здесь не спасение, а последняя стадия угасания. Это не защита, чтобы выжить, а капсула, в которой запечатывается уже мёртвая, пустая форма. Символ тотальной изоляции и окончательного разрыва с внешним миром и с самим собой.
Про время. Время действительно рождается и умирает вместе с сознанием, которое его наблюдает и измеряет. Катастрофа - это момент, когда индивидуальное время схлопывается, оставляя лишь … лишь вечное (у каждого оно свое).
Страх – маркер. Важная и глубокая мысль, он как последнее доказательство самому себе о собственном существовании. С уверенностью скажу, что он агония чувствующего «я», которое еще способно осознавать свой распад. Полностью согласен, что в этом ключе его отсутствие – это полная победа «пустой оболочки» над личностью.
О воспоминаниях. По сути, своим высказыванием ( … и не стать частью их реальности) вы даете инструкцию по выживанию в этом внутреннем аду. Финал стихотворения как раз об этой опасности: воспоминания уже не спасительная гавань, а «стёртое лицо», поднимающееся испарениями из остывающего ила. Стать частью этой иллюзорной реальности — значит перестать быть вообще.
Что понравилось, ну или зацепило в комментарии – это ваш взгляд, взгляд извне на эту «анатомию угасания», взгляд не безнадёжный, а трезвый и принимающий. Редко когда читательское восприятие так точно и глубоко дополняет сам текст.
О Хаосе. Если на строку взглянуть не просто как на метафору распада, а как на акт космического масштаба, то это меняет перспективу всего стихотворения. Личная трагедия человека расширяется до угрозы самим основам мироздания. Его смерть в микрокосме одного тела - это трещина (напорная), через которую в упорядоченный мир может хлынуть изначальный Хаос. Здесь человек как барьер, ключевой момент идеи. Это то, что удерживает реальность в знакомых, упорядоченных формах. Получается что «Я» - это плотина сдерживающая «Хаос» смыслом. Так что вы не просто «так увидели». Вы выявили один из возможных, невероятно мощных пластов смысла этого стихотворения. Таким образом из анатомии личного угасания оно превращается в космогонию наоборот - не творение мира, а его распад, начинающийся с гибели самого малого его элемента.
Алхимическая сторона. От этого образа меня проняло до мурашек. Гениальная находка! «Пустая оболочка» тела, его кожа, череп и т.д. («светло-тонкий свод») - это замкнутый мир, искусственная вселенная, созданная для трансформации. Своего рода сосуд, в котором происходит таинство/катастрофа. Гомункулус есть то самое «я» - хрупкое, искусственное создание, которое теперь «умирает» в своей колбе. Он и был тем, что «звалось гордым словом «тело». И вот здесь ваш вопрос - «Только вот какие у него воспоминания?» - это самый пронзительный и жуткий момент. «Значит в питательный раствор алхимик добавил частичку себя...» Думаю да, это и есть ответ. Это объясняет последнюю строфу - «Заиленное образами дно» и «Воспоминаний стёртое лицо». Воспоминания гомункулуса - не настоящие. Они не прожиты, они привнесены извне. Чужие, вживлённые, словно кадры из старого кино (нуар), подсаженные в раствор для придания искусственному созданию подобия жизни, личности, прошлого. Образ доводит идею до апогея: мы не просто угасаем. Мы, возможно, и не были по-настоящему живы в том смысле, в котором думали. Наша личность - это химическая реакция в колбе, которая теперь прекращается. «Широкая тема» - это сказано очень мягко.
P.S.
Спасибо за этот диалог. За ваши ассоциации. Они показывают, что стихотворение - не закрытый объект, а машина для генерации смыслов, и вы завели её на самую высокую мощность.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.