Брейгель Старший Нидерландские пословицы
Исторический музей Южного Урала
10, 2023
Цикл лекций искусствоведа Марьи Аникиной о нидерландском художнике 16 века Питере Брейгеле Старшем.
На первой встрече речь шла о картине «Нидерландские пословицы», одной из первых узнаваемых работ раннего Брейгеля-живописца. Делимся основными тезисами лекции.
«Брейгель во многом остается загадкой»: биография его намечена пунктиром – большая часть информации о художнике собирается во многом из деталей его картин.
Начинал Брейгель как график, живописью начал заниматься уже в зрелом возрасте. Поэтому ранние его полотна, в том числе «Нидерландские пословицы», довольно графичны: все фигуры обведены темным контуром, цветовые пятна не проработаны множеством оттенков.
16 век в Нидерландах – эпоха Северного Возрождения. В сюжете «Пословиц» усматриваются идеи времени, а именно – Возрожденческий энциклопедизм – стремление собрать накопившиеся знания в единую книгу/сборник/кодекс. Предположительно, картина Брейгеля – это иллюстрация к книге Эразма Роттердамского «Пословицы». По подсчетам, на ней изображено от 115 до 150 поговорок.
Отсюда вырастает и композиционная особенность работы: привычное современному зрителю единство сюжета, времени и места в «Пословицах» не усматривается. Вместо этого – множество разрозненных сюжетов в условно общем пространстве деревенско-городского пейзажа. До Брейгеля соединять несколько иллюстраций в одну сюжетную картину принято не было.
Другое название картины – «Мир вверх тормашками». Олицетворяет его перевернутый глобус слева по-центру. Глобус – самый повторяющийся элемент композиции – как бы намекает на общечеловечность проблем, изображенных Брейгелем. «Смотря на картину в 21 веке, мы понимаем: люди не меняются», – подчеркнула Марья Николаевна.
Почти все сюжеты изобличают человеческие пороки и глупости – общая тональность «Пословиц» довольно мрачная. Брейгель дает ключик к пониманию причин людских бед: перевернутый крест – знак Антихриста, который правит на земле до второго пришествия Христа, он и искушает людей, склоняет к греху.
Мрачность Брейгель маскирует в шутку: «современники называли его Брейгелем-забавником, но юмор у него довольно едкий – местами мизантропический, местами жутковатый». Это отражается и на изображении людей – они не симпатичны, их лица отталкивают.
Но какими бы ни были страшными и густонаселенными картины Брейгеля, в них всегда есть выход и свет, надежда. В «Пословицах» это верхний правый угол – морской пейзаж с ярким солнцем, оно светит прямо на зрителя. На лекции гости увидели этот фрагмент отдельно – он смотрится как отдельная картина.
В «Пословицах» можно найти темы, которые Брейгель продолжал поднимать и изучать в своем творчестве дальше. Марья Аникина с слушателями уже нашли один такой сюжет: три силуэта слепцов на горизонте, которых художник изобразил вновь спустя 10 лет в «Притче о слепых».
;Домашнее задание для всех интересующихся к 14 октября: найти еще как минимум два сюжета, которые повторялись в других полотнах Питера Брейгеля Старшего.
***
Лекция о Питере Брейгеле Старшем | Выпуск 2 «Мир детских игр – кривое зеркало взрослого мира»
Исторический музей Южного Урала
Aug 10, 2023
Искусствовед Марья Аникина раскрыла особенности картины художника «Детские игры». Сохраняем конспект встречи, чтобы всегда можно было обратиться к уже пройденному материалу цикла. Обратите внимание на домашнее задание в конце.
Линия изучения Питера Брейгеля выстроена хронологически – от ранних живописных полотен к поздним. Так можно последовательно проследить, как трансформировалась творческая манера художника: как менялась композиция, сюжет. «Детские игры» написаны всего через год после «Нидерландских пословиц», но уже здесь можно найти отличия.
Пространство полотна стало настолько ясным, структурированным и понятным, что с ним уже можно увязать смысл и сюжет. Архитектура не закрывает людей, а их фигуры уменьшаются соразмерно перспективе. В «Детских играх» появляется композиция, которая станет для Брейгеля характерной – зигзагообразный путь от первого плана к горизонту. Этот прием удобен для человеческого глаза.
В то же время, пространство второй картины становится гораздо сложнее: Брейгель обозначает 2 перспективы – в левый и правый верхние углы. Словно у композиции 2 горизонта. Этот прием можно объяснить как несовершенством композиции 17-го века в Нидерландах, так и сознательным выбором художника, чтобы сделать пространство «бесконечным».
Стоит быть осторожными с интерпретациями картин Брейгеля, но двойная перспектива наталкивает на такое смысловое прочтение: два горизонта = два пути для развития человека: освобождение и тупик. И, масштабируя, «Детские игры» – то, как видит художник мир из своей мастерской. Игры – это рамки и правила, в которых существуют взрослые и дети. Брейгель словно философски рассуждает, к чему же они в итоге могут привести.
Отдельные сцены картины – подмеченные Брейгелем фрагменты повседневности. В это время в Антверпене было много школ и днем школьники просто высыпали на улицы. Натурные наблюдения – одно из главных отличий Северного Возрождения от Южного с его идеализированными картинами. В центре внимания Брейгеля обычные люди. И они многое рассказывают об историческом контексте, в котором написана картина. Например, теплая одежда напоминает, что 17 век – время Малого ледникового периода в Европе.
Подробнее о технических приемах. Колористически «Детские игры» тоже выстроена великолепна. Цветовая гармония складывается, не смотря на обилие пятен локального цвета – отголосков средневековой живописи. Секрет теплого колорита в цветном грунте – охристом или охристо-горчичном. В это время уже используют метод лессировки, поэтому теплый подтон словно «подсвечивает» всю картину.
Свидетельство о публикации №125090200704