Цветы запоздалые Гл. 10 Беседа князя, Мари и раджи
См.папку черновиков.
Несколько глав сократила, замедляют действо, это мое решение, и выпущенные из этих глав детали восполнятся дальше в ходе действия.
------
— Господа, я собрал вас, с тем чтобы сообщить… Ну вот, вышло почти по Гоголю, — улыбнулся он Мари, так как раджа вряд ли бы понял тут же без объяснений аллюзию, как только соотечественники понимают друг друга сразу в таких нюансах и притом только равные по уровню образованности.
— Вы поняли меня, кого я процитировал? — неожиданно учинил экзаменовку князь. Он просто хотел разрядить напряжённую обстановку неловкости и молчания.
— «Ревизор», комедия Николая Васильевича Гоголя, начало, — тихо ответила Мари.
— Да, — просто ответил князь, не выказывая никакого удивления её эрудиции, принимая её за должное.
— А вы видели комедию на сцене?
— Нет, — ответила она, — нас не водили в Императорский театр на эту пьесу.
— На какие же водили?
— Нас не водили в театры, — ответила она.
— Вы ничего не видели за резной решёткой Института благородных девиц и изредка прогулки в Летнем саду, — полувопросительно-полуутвердительно проговорил князь. — Это издержки нашего образования.
Мари промолчала.
— Ну-с… — собирался с мыслями князь. — А хорошо ли вы успевали по естественным наукам? Но что же я спрашиваю, у вас золотая медаль за учёбу. Вам нравились точные науки, естествознание?
— Пожалуй, — не очень уверенно ответила Мари.
— Я почему спрашиваю. Вам не мешало бы чуть позже, не теперь, подтянуть себя по этим предметам. Во-первых, для общего развития, современным девушкам стиля эмансипэ точные науки и философия необходимы и входят в её компендиум. Женщина должна быть умственно наравне с образованнейшими из мужчин, и таковой я вас вижу, мадемуазель, вы должны быть умной, всесторонне образованной и вместе с тем оставаться такой же женственной и очаровательной.
— А вы как относитесь к эмансипации женщин, мсье Смит? И в частности эмансипации индийских женщин?
— Боюсь, до этого в Индии далеко, — ответил он, — нам бы хотя смягчить кастовое неравенство, пропасть между кастами. Но женщины высших каст уже тянутся к образованию, например… — он перечислил несколько имён жён и дочерей деятелей Индийского Национального конгресса.
— Мсье Смит, я не знаю, как подступиться к вопросу. Спрошу напрямик: вы согласились бы за хорошее вознаграждение преподать мадемуазель Мари несколько уроков и инструкции по изучению точных наук, а со мной настроить некоторые физические приборы?
— Я… не знаю. А вы спрашивали мадемуазель, хочет ли она этих занятий?
— Мари, простите, давайте по имени хоть иногда. Вы хотели бы усовершенствовать своё образование, вы, кажется, хотели поступать в университет?
Мари испуганно молчала. Её отнюдь не обрадовал такой поворот, как необходимость теперь встречаться с этим мужчиной наедине и брать у него уроки чего бы то ни было.
— Я не знаю, князь, — ответила она. — По правде говоря, я рассчитывала, если и поступать в университет, то на факультеты гуманитарного цикла. А впрочем, у меня всё равно нет средств на обучение и на Высших женских курсах в России, а не то чтобы в европейских университетах.
— Денежный вопрос вынесем за скобки, я готов всё оплатить.
— Но я не готова принимать столько щедрости от вас, князь, — вдруг решительно воспротивилась Мари.
— Хорошо. Вернёмся к этому вопросу о путях дальнейшего образования позже. Возможно, что вам и нечего делать в университете.
Мари теперь удивлённо взглянула на него: то чуть не силком гнал учиться, то вдруг так…
— Видите ли, современное образование глубоко порочно в целях, методах, содержании. Я готов вам составить программу самообразования и ускоренного прохождения необходимых курсов, а с вашей способностью учиться, работать умственно, с вашей дисциплиной, муштрованной долгой учёбой, завершившейся награждением медалью, вам не составит труда самообразование, а я прослежу и дам некоторые рекомендации.
Мари облегчённо вздохнула. Князь всё-таки тонкий психолог, как хорошо он умел без лишних слов понять собеседника и вносить по ходу нужные коррективы в общение. Поняв, что испугал своими предложениями и раджу, и Мари, он дал заднюю и повернул в другое русло.
— Но я рассчитываю, что однажды мы здесь присутствующие будем свободно понимать друг друга в самых специальных предметах. Мсье Смит, мне хотелось бы, чтобы вы дали экспертную оценку статьям, ныне выходящим в научных журналах по вопросам пространства и времени, физике этих вопросов, работам Лоренца, Пуанкаре, Гельмгольца,
Далее...
Глава 15. ЦЗ. Князь пошёл в наступление (продолжение)
— …конечно, супругов Кюри и нашего Дмитрия Ивановича Менделеева, — уточнил он. — А также обращу ваше внимание на статьи молодого физика из Швейцарии, по фамилии… — князь задумался и наконец вспомнил: — Эйнштейн! А также статьи его супруги, математика из Сербии, госпожи Милевы Марич-Эйнштейн, они подписываются вместе. Никто ещё всерьёз не обратил внимания на эту чету. Ваше мнение?
— Вынужден вам сообщить, что я не в курсе работ этой супружеской пары, хотя слышал эти имена. Насколько мне известно, в журналах ещё нет их публикаций, хотя в рукописях их кое-кто видел. Но у меня другая специализация, я более математик, чем физик.
— Ничего. Физика стоит на пороге больших перемен и открытий. И математический аппарат сейчас необходим как никогда, и вам, мадемуазель, а вы удивлены, отчего я вам так навязываю точные науки? Вместо того чтобы дать вам блистать вашей чудесной эрудиции в литературе, музыке, искусствах.
Но вы не пугайтесь. Я не стану вас заваливать книгами по физике и математике и устраивать экзамены. Мы пойдём другим путём. Я преподам вам науки иным способом, без утомительной зубрёжки. Сейчас вам необходимо включение вашего интеллекта в захватывающие перспективы наук, а не чтение толстых романов, таких же унылых, как нынешняя европейская и русская жизнь, с которой писатели более или менее искусно пытаются срисовывать. Это только усугубило бы ваш тонус и подточило витальность.
Так что никакого Достоевского. Никакого Толстого и толстовства. И никакого Чехова…
При имени Чехова Мари было хотела что-то возразить, но промолчала. Князь был увлечён, и глаза горели, в голосе было много металла.
Он ходил размашисто по кабинету и, останавливаясь, выдавал на-гора новые порции ярких перспектив, словно салюты петард, и шёл дальше.
Раджа и Мари сидели, не шелохнувшись, испуганные и очарованные одновременно. Чай стоял в стаканах забытый. Пирожные недоедены. Они глядели на проносящегося пред ними, как вихрь, Владимира, и испытывали сложную гамму чувств.
«Как он прекрасен!» — вдруг промелькнуло в уме Мари, и она тут же, смутившись, отогнала эту мысль.
Раджа же был раздосадован тем, что его посадили в лужу незнанием новейших вопросов науки и именами, уже известными таким, как этот странный русский аристократ-любитель наук, дилетант, конечно, ибо сам он, раджа из Индии, с дипломом Оксфорда, почитал себя за профессионала. Тем досаднее было его фиаско.
Колич слов, печат.л., авторских л., страниц А4 табличкой
Показатель Значение
Количество слов 1027
Печатных листов 0,51
Авторских листов 0,51
Страниц А4 (при стандартном форматировании) 4–5
Примечание:
1 печатный лист = 40 000 печатных знаков (включая пробелы)
1 авторский лист = 40 000 печатных знаков (включая пробелы)
При расчёте учитывалось, что в среднем на странице А4 помещается около 2000 знаков с пробелами при стандартном форматировании
Свидетельство о публикации №125090206795