Зиновий, Яков, Вениамин

 Русская революция, этот величайший и кровавейший социальный эксперимент, имела множество измерений. Она была классовой войной, цивилизационным сломом, вспышкой эсхатологического богоборчества. Но, возможно, её глубочайшую, экзистенциальную суть можно разглядеть не в статистике сражений или декретах, а в истории одной семьи — семьи Свердловых. Их сага — это не просто рассказ о том, как разошлись пути двух братьев. Это притча о трёх типах русской идентичности, выкованной в горниле XX века: идентичности отца-ремесленника, сына-демиурга и сына-легионера. Трагедия в трёх актах с прологом и эпилогом.

Пролог: Нижегородский ремесленник

Всё начинается с фигуры, казалось бы, маргинальной — Михаила (Мовши) Израилевича Свердлова, николаевского мещанина, ремесленника-гравера. Он — архаичная, патриархальная Россия, ещё не расколотая, верящая в ремесло, семью и Бога. Он вырезает печати, он кормит детей, он пытается удержать их в рамках традиции. Но время его ушло ещё до того, как оно по-настоящему наступило. Его сыновья — Зиновий, Яков, Вениамин — с юности глядят на мир глазами будущего, глазами, воспитанными на подпольных листовках и романах Горького. Старый Свердлов бессилен. Он — пролог, который уже в момент своего произнесения осознаётся как анахронизм.

Акт первый: Демиург и Легионер

И вот два брата, вышедшие из одной квартирки в Нижнем Новгороде, совершают два принципиально разных побега из старого мира.

Старший, Зиновий, выбирает побег персональный, экзистенциальный. Его путь к себе был извилист и полон поисков. Мечтая о сцене, он сбежал из дома в столицу, пытался поступить в театральное училище, но неудачно. Эта ранняя неудача лишь подстегнула его жажду иной, яркой жизни. В поисках приключений и свободы он эмигрировал — сначала в Аргентину, затем в Канаду, меняя профессии и впитывая опыт чужого мира. Судьбоносной стала его встреча с Максимом Горьким во время турне писателя по Америке в 1906 году. Зиновий стал его секретарём и телохранителом, а позже — приёмным сыном. Крещение, смена имени на Пешков — это был не просто жест благодарности, и не предательство иудейства (предательство было бы слишком идеологически нагруженным актом), а уход из любой системы коллективных идентичностей. Он становится гражданином мира, авантюристом духа. Его окончательный уход на Запад и служба в Иностранном легионе — не бегство от России, а поиск иной России, которая существует в мире как идея свободы, долга и чести. Потеря руки под Верденом, генеральский чин при де Голле, работа дипломатом — это не просто карьера. Это последовательное, добровольное и осознанное встраивание себя в иной нарратив, в рыцарский роман, где есть место личной храбрости, офицерской солидарности и вере в абстрактное «благородное дело». Зиновий — это русский европеец, проект, который в самой России был задавлен и отброшен как ненужный.

Младший, Яков, выбирает побег тотальный, социальный. Он не уходит из системы идентичностей — он создаёт новую. Его отказ от прошлого радикальнее: он отказывается не от семьи, а от самого понятия частной жизни. Он — идеальный продукт и одновременно архитектор революции как анти-жизни. Свердлов в истории остался тёмным, почти бесплотным силуэтом: человек в кожаной тужурке, с нездоровым цветом лица, с металлическим голосом, читающий по бумажке приговор Учредительному собранию. Он — воплощение безличного механизма власти. Это он, а не Сталин, создал протокол будущего советского государства: бесчеловечную бюрократическую машину, где люди — это винтики, где решение о расстреле царской семьи принимается как техническая необходимость, где сейф с царскими червонцами и партбилетами есть не символ лицемерия, а просто инструмент для работы в подполье.

Они не были врагами. Они были разными вселенными. И их вселенные ненадолго сошлись. В 1919 году, стараниями Максима Горького, состоялась их последняя встреча. Яков, всёсильный председатель ВЦИК, и Зиновий, офицер-легионер, ненадолго вернувшийся в Россию с французской военной миссией. Говорили ли они о детстве? О родителях? О будущем? Известно, что разговор был напряжённым и ни к чему не привёл. Они говорили на разных языках: один — на языке Личности и Чести, другой — на языке Революции и Государственной необходимости. «Брат мой — враг мой» — таков мог бы быть подзаголовок этой встречи. Они так и не договорились. И больше не виделись.

Акт второй: Сыновья

Следующее поколение доводит этот расклад до степени абсолютной, невыносимой трагедии.

Сын Якова, Андрей, — это жертва и одновременно плоть от плоти проекта отца. Вопреки мифу о чистой жертве, его судьба ещё более сложна и трагична. Он не просто «сын вождя» — самая опасная категория в сталинском СССР. Фамилия «Свердлов» была и пропуском в элиту: он учился в Институте красной профессуры, сделал партийную карьеру. И он, как и многие дети высших функционеров, был вовлечён в работу системы. Андрей Свердлов служил в НКВД, входил в аппарат грозного Николая Ежова. Он был не наблюдателем, а винтиком той самой машины, которую создал его отец. Но система, слепая и ненасытная, пожирает своих архитекторов и их потомков. Его арест в 1938 году, лагеря, ссылка — это классическая судьба «золотой молодёжи» 30-х: короткая привилегия и долгое, страшное падение. Его жизнь — это ответ на вопрос, пожирает ли революция своих детей. Да. Она пожирает их первыми. Его отказ после освобождения признавать родство с дядей-генералом — акт не только малодушия, но и высшего, экзистенциального ужаса. Признать Зиновия — значит признать, что у его отца, демиурга безличного мира, был брат-личность. Значит признать, что возможен был иной выбор. А советский человек, особенно прошедший через жернова НКВД и ГУЛАГ, лишён права на выбор. Он — продукт системы, её ошибка, её отход.

Зиновий же, оставшись бездетным, обрёл не сына, а новую семью. Его семьёй стала Франция. Его история — это история успешной ассимиляции, но ассимиляции не на условиях отказа от себя, а на условиях принесения себя в дар. Он отдал Франции руку, верность, талант дипломата и разведчика. И она даровала ему то, чего была лишена его историческая родина: личное достоинство, не зависящее от поворотов генеральной линии. Его генеральские погоны — это не только награда за храбрость. Это знак того, что Запад сумел рассмотреть в беглом русском юноше личность и оценить её по достоинству.

Акт третий (Эпилог): Примирение?

Можно ли примирить эти две правды? Правду Якова, который верил, что строит царство всеобщей справедливости ценой тотального насилия над человеческим в человеке? И правду Зиновия, который искал справедливости личной, основанной на кодексе чести и вере в индивидуальную доблесть?

История не оставляет им места для примирения. Они умерли в разных мирах, так и не встретившись. Яков — при загадочных обстоятельствах в 1919 году, возможно, от «испанки», а возможно, от рабочего полена в Орле, став первой, но не последней жертвой ненависти тех, кого он якобы освобождал. Зиновий — почётным генералом, увенчанным славой, в окружении легенд, в 1966 году в Париже.

Но их примиряет — нет, не примиряет, а заставляет замереть в немом удивлении перед непостижимостью русской судьбы — третий брат. Вениамин Свердлов. Тот, кто не уехал, как Зиновий, и не возглавил, как Яков. Тот, кто остался просто человеком в стране победившего демиургизма. Его расстреляли в 1938 году. Безличная машина, которую запустил его брат Яков, перемолола и его — не за дела, а за фамилию, за родство, за сам факт существования.

Именно здесь, в фигуре третьего брата, и кроется страшная разгадка саги о Свердловых. Революция — это не диалог и не спор. Это Молох, который пожирает всех подряд: и тех, кто строил его печь (Яков), и тех, кто от него бежал (Зиновий, чья историческая родина навсегда осталась для него потерянной), и тех, кто просто оказался рядом (Вениамин). Единственное, что остаётся, — это память. Память о том, что у любого коллективного проекта, любой Вавилонской башни, есть альтернатива — личная судьба. И порой, чтобы обрести её, нужно потерять всё, даже руку. Но обрести себя.


Рецензии
Дмитрий, если следовать высказанной вами мысли: "Единственное, что остаётся, — это память", то больше всех из троих братьев Свердловых повезло как раз Якову. На втором месте, если так можно выразиться, - Зиновий, которого даже если кто и помнит, то под чужой фамилией и не на родине. А уж меньше всего памяти досталось Вениамину - его помнят только благодаря родству с его братьями, что неудивительно, так как чтобы помнили, надо сделать не для себя, а для людей что-то значительное, даже если времена изменятся, и потом осудят.

В подтверждение своих слов могу сказать, что в Нижнем Новгороде, где, кстати, я живу, до сих пор есть музей Свердлова, и ваша покорная слуга в студенческие годы работала там экскурсоводом - для подработки и просто нравилось водить экскурсии. А находится этот музей в доме, где выросли братья, и где была гравёрная мастерская отца семейства, которого звали Моисей. Дом мастерской стоит на главной улице города Большой Покровской, которая много лет называлась улицей Свердлова (не в честь Зиновия или Вениамина, естественно), в простонародье - Свердловка. Переименовали сейчас, но сквер на этой улице с памятником Якову, а также прекрасный парк в центре по-прежнему носят его имя.

Елена Чалиева   05.09.2025 11:02     Заявить о нарушении
Елена, здравствуйте.

Большое спасибо за ваш отклик и особенно — за такие ценные, основанные на личном опыте детали. Вы абсолютно правы в своём наблюдении, и вы поднимаете самый болезненный и парадоксальный вопрос о природе памяти: что мы помним и почему? Память — это не синоним справедливости. Чаще всего — её полная противоположность.

Вы совершенно точно расставили акценты с точки зрения официальной, публичной памяти. Да, Якову Михайловичу «повезло» больше всех. Его имя было начертано на картах, его бронзовый лик смотрел на прохожих с постаментов, а в его доме был создан музей. Это памятник не столько человеку, сколько мифу, фундаменту государственности, который он закладывал. Эта память — казённая, мраморная и бездушная, как раз такая, какой была и созданная им система. Она не про живого человека, а про функцию. И в этом — страшная ирония: архитектор безличного механизма и сам стал в истории безликим памятником самому себе.

С Зиновием — сложнее. Его память действительно маргинальна, рассеяна по мемуарам, иностранным архивам и специализированным статьям. (Я к слову не так давно посмотрел документальный фильм о нём. До этого даже не догадывался, что у Свердлова были братья.) Он — фигура для «посвящённых», для тех, кто интересуется историей русской эмиграции или Французского Сопротивления. Он обрёл не публичную славу, а легенду. Его помнят не благодаря системе, а вопреки ей. Его память — не в бронзе, а в истории, которая передаётся из уст в уста. Это память более личная, более человеческая, но, увы, менее громкая.

И, наконец, Вениамин. Его участь в контексте памяти самая трагическая. Он — «человек из статистики», один из миллионов, чьи имена выбиты на общих памятниках жертвам репрессий. Его помнят только потому, что его фамилия — Свердлов. Он стал вечным заложником своего родства. И в этом — его главная роль в этой семейной саге. Он — молчаливый укор, напоминание о том, что машина, созданная одним братом, без разбора перемалывала всех, включая самых беззащитных и ни в чём не повинных. Его отсутствие в официальной памяти красноречивее любых памятников.

Вы как никто другой понимаете эту двойственность, ведь вы водили экскурсии в том самом доме. Вы стояли в тех комнатах, где жили все трое — и будущий «вождь», и будущий легионер, и будущая жертва. Так что вы правы: с точки зрения количества упоминаний в учебниках и названий улиц Якову повезло больше всех. Но если говорить о памяти как о смысле (во что я лично не верю), о нравственном уроке (тоже сомнительно), то здесь выигрывает тихая, трагическая память о Вениамине.

Ещё раз спасибо вам за глубокий комментарий.

Дмитрий Куваев   05.09.2025 14:08   Заявить о нарушении
Нет, не берёзового ситца сарафан,
косоворотка, гусли, прялка, балалайка,
не долгополый, шитый золотом, кафтан.
В беспамятстве времён увязла таратайка,

трясущая устало седока. Он спит.
Не ледяной степи бескрайние просторы.
Не столкновенье мнений литосферных плит, —
в тиши уютных светлых залов разговоры.

Не кренделя, не с медным пузом самовар,
не стерлядь в мёде, не кулеш, не расстегаи.
Не Сретенка, не Стрельна, не Тверской бульвар.
Не с лисьими хвостами малахаи

на головах кудлатых сельских удальцов.
Они летят в санях вдоль зимней спящей речки
под мерный медный гул звенящих бубенцов.
Не свет коптящей дымной сальной свечки

в лампадке скромной, (чад скрывает образа).
Не Смердяков, не страстный Митя Карамазов.
Из глаз ребёнка тихо катится слеза.
Не дядя Ваня, — видишь небо без алмазов.

И не Гагарин, не Курчатов, не Толстой.
Не география — не контурные карты,
объединённые не дрогнувшей рукой.
От Кёнисберга до Камчатки… и Джакарты .

Восток и Запад, море, небо и земля —
Евразии кровосмесительной смятенье.
Не клёкот ночи, утром не полёт шмеля.
Культурный код России — долгое терпенье.

Сомкнувши зубы, долгое терпение
стучит в артерии пульсирующей жилой.
Тяжёлый крест, судьба, надежда на спасение.
Мы стерпим всё, ведь мы народ служилый.

Дмитрий Куваев   05.09.2025 14:11   Заявить о нарушении
Только что с вашей подачи прочитал на ЛФР.

Дмитрий Куваев   05.09.2025 20:09   Заявить о нарушении
Ой. Эт не туда.) Другая ветка

Дмитрий Куваев   05.09.2025 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.