Контральто

У Иосифа Бродского есть страшное стихотворение "Портрет трагедии". Начинается оно так:

Заглянем в лицо трагедии. Увидим её морщины,
Её горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим её контральто с нотками чертовщины:
Хриплая ария следствия громче, чем писк причины.

"Хриплая ария следствия громче, чем писк причины". Причина есть, но она где-то далеко, слишком невнятная и размытая, чтобы ощутить торжественность момента. Какие-то скрытые от глаз гирьки, какие-то колёсики, какие-то паутиночки, какие-то рюшечки зашевелились, завибрировали во вселенском механизме, может, месяц, может, столетие тому назад, и вот, кушать подано, я — карма, причинно-следственная цепь, ничего личного. Причин не знаете или не помните? Незнание не освободит вас от ответственности — этот принцип составители уголовного кодекса позаимствовали не откуда-нибудь, а из самого миропорядка, из Книги жизни. Дословно не приведу этот аят из Корана, но смысл там такой, что грешники согрешили, а потом об этом забыли. А потом внезапно на их шеях затянулась "цепь". Или, более кораническим языком, их схватил Аллах за их лживые, грешные хохлы. Впрочем, в том же Коране есть и про страдание невинных.

Те, кто не верит в скрытые закономерности, в неотвратимость воздаяния, каким бы... причудливым и запоздалым оно ни было — имеют право. Но даже они согласятся, что определённые причинно-следственные связи вполне можно проследить безо всякой метафизики. Скажем, одного заключённого решили опустить, и он, опущенный, доскрябал, доскрежетал до своего освобождения несколько лет спустя. Выйдя на свободу, он принялся делать то, что делали с ним, с молодыми женщинами, правда, он их ещё убивал. Заглянем в лицо трагедии...

Если всё же допустить некий глубинный метафизический пласт, какие причинно-следственные верёвки приволокли ему именно этих женщин, а не других, какова была их доля космической... виновности? Может, беспечность, выразившаяся в том, что у них при себе не оказалось ножа или хотя бы острой шпильки? Может, смутный должок из прошлых воплощений? Может, страдание невинности в чистом виде? И те, кто опускал этого человека, ставшего впоследствии насильником и убийцей (личная ответственность с него, конечно, не снимается) — как на их жизни отразились убийства женщин, к которым они косвенно оказались причастны? Селезёнка прихватила? Упали с нар и что-нибудь себе сломали? Какое-то особое невезение в жизни? Какая-то особая безрадостность в душе? Или только в посмертных мытарствах, в послесуществовании им был предъявлен счёт?

Однажды переходя зебру на красный свет, когда поблизости не было машин, я споймал себя на мысли, что, возможно, на меня смотрят дети, и, возможно, кто-то захочет скопировать именно акт перехода без учёта обстоятельств, т.е. отсутствия явной угрозы быть сбитым. И вот, допустим, такой ребёнок, доверчиво ухватившись за мой пример, захочет перейти на красный свет без озираний по сторонам, и его собьёт машина. Если абстрагироваться от ребёнка, как именно бы врезала мне метафизика? Напавшей бешеной собакой? Аккуратным раком горла? Непонятными приступами депрессии? Или Бог бы милостиво стёр это пальчиком из моей книги жизни?

Есть ли метафизика или нет, во всяком случае, трагедии есть точно. Когда звучит "контральто с признаками чертовщины" — уже поздно думать и гадать о причинно-следственности. Хотя беспечность и не входит в список семи смертных грехов, на её счету, по-видимому, немало смертей и чего похуже (да, есть вещи хуже, чем смерть). Один симпатичный мне человек сказал: "Бог не любит безмозглых". Смягчим, заменим "безмозглых" на "беспечных". Всем счастья, здоровья. Впрочем, не всем и не всегда.

2025


Рецензии