Сон на уроке физики

 *На фото Борис Бахметьев рассказывает одноклассникам о международном положении 

   Школьные годы чудесные... Сколько с ними связано удивительных воспоминаний. Иногда мне снится, что надо писать какую-нибудь контрольную, по физике, например, а я к ней абсолютно не готов... Советская школа, мы до сих пор несем в себе черты твоего воспитания...
   В моей школе были некоторые особенности, связанные с личностью ее бессменного директора - Николая Ивановича, который преподавал нам физику. Личность эта - без сомнения замечательная. Во время моего рассказа - средних лет. Всегда одетый "с иголочки". Крепкий и основательный, в прошлом, говорят серьезно занимался боксом. Возможно, в каком-то тяжелом бою пострадала его челюсть. Потому что она была полностью золотая. Что, может быть, в свою очередь приводило к несколько монотонной и гипнотизирующей дикции. Этот образ дополняли массивные очки-хамелеоны, темневшие при ярком свете, и иссиня-черная густая щетина, проступавшая каждый день несмотря на то что Николай Иванович, конечно же, всегда был гладко выбрит и вообще безукоризненно следил за собой.
   Физику Николай Иванович преподавал очень крепко. Его ученики без проблем побеждали на районных и городских олимпиадах и поступали в ведущие технические вузы города. Но, естественно, те ученики, которые любили физику так же, как любил ее он.
   В школе была строгая дисциплина. Спускаться и подниматься по этажам следовало по соответствующим лестницам в противоположных концах коридора. На переменах во избежание травматизма было запрещено бегать и вообще двигаться хаотично. Все спокойно ходили кругами под ободряющую классическую музыку.
   Поскольку Николай Иванович был личностью весьма колоритной, находились "артисты", пытавшиеся его пародировать. Особенно преуспел в этом один Серега, который несколько напоминал директора по комплекции. Серега вообще был творческий и свободолюбивый человек. Прекрасно пел и играл на гитаре. И один раз его персональное дело очень строго разбирали на каком-то школьном собрании, потому что он спилил вечно закрытый замок на главных воротах, ведущих во школьный двор (учащимся приходилось осуществлять вход-выход через какие-то боковые калитки). Как-то на уроке, пока Николай Иванович задерживался по директорским делам, Серега вышел к доске, взял указку и начал ходить взад-вперед, приговаривая монотонным голосом директора с характерным оканьем: "Электрончики пошли в одну сторону, протончики в другую..." Класс, конечно, дружно смеялся до тех пор, пока невидимо для Сереги не появился Николай Иванович...
   Помню, как еще одного Серегу, тоже прекрасного гитариста, большого любителя творчества "The Beatles" и Андрея Макаревича, по политическому заказу Николая Ивановича допрашивали с пристрастием на комитете комсомола за то, что он не пришел на школьный субботник, намеченный, впрочем, на воскресенье. В тот день была Пасха Христова, что рождало нешуточные подозрения, что несознательный комсомолец вместо субботника пошел в церковь. Как потом выяснилось, этот Серега в Христа не веровал, так как вообще был иудейского вероисповедания. А субботник, или воскресник, он проспал, просто потому что накануне в ночи слушал по запрещенному радио концерт любимой рок-группы.
    Эпизод, о котором я собираюсь рассказать, несмотря на всю строгость обстановки, поражает своей комичностью. Это случилось на уроке физики, где присутствовала наша классная руководительница Антонина Михайловна, прекрасная преподавательница немецкого. Она немного следила за нашей дисциплиной и одновременно перенимала у Николая Ивановича ценный педагогический опыт.
   Николай Иванович начал урок, как обычно, охватывая класс своим гипнотическим взглядом в затуманенных очках и монотонно окая: "Сели все спиночки пряменько, рученьки на стол, глазки все на меня..." И дальше принялся убаюкивающим голосом рассказывать что-то про силу ускорения, то ускоряясь, то замедляясь соответственно вдоль классной доски в своей боксерской стойке. И тут чуть не произошло истинное ЧП: один мой одноклассник, сидевший за предпоследней партой, как есть, по стойке смирно, закрыл глаза и сладко засопел, начал уже практически подхрапывать. Слава Богу, Антонина Михайловна вовремя это заметила и деликатно разбудила его резким толчком в спину...
   
Борис Бахметьев 1 сентября 2025 г.
      


Рецензии