Играй струну своей души!

Когда мы видим человека
Который делает не так
Хоть малость некую чего -то -
Мы по спине такого стеком.
Для нас он или же дурак
Иль что-то вроде идиота.

«Для нас» - я обобщаю тут.
Определенье - большинству.
Уж ладно, к месту реверанс.
То кроме всех иных простуд
Нас тащит в прелую канву
И в морок некий, словно в транс.

Но идеальных нет людей
Иметь изъяны – по-людски.
Мы все так, значит, под укором.
Идея «фикс» из всех идей -
Вменить вину - поймать в тиски.
Всего верней клеймить позором.

Так все употребляют всех,
Манипулируя друг-другом.
Укор, вина - и ты верхом.
И всё надменнее наш смех,
Всё инфернальнее потуги.
И красным пахнет петухом.

Всего-то надо научиться
Достоинства в друг друге видеть,
Что и злодей, поверь, имеет.
Корить пора остановиться
Изыйде бес из нас, изыйдэ!
Быть бес во благе не умеет.

Подходит бесу только блажь.
Во благе ж радость бытия.
То чувство общее на всех.
И сколько белизны не мажь
На радость лично для себя.
То мрачная из всех потех.

Порою ты не видишь сам
Хорошего в себе совсем.
Из ямы видно только небо.
И дно со стенами лишь там.
А свет весь белый, между тем
Везде вкруг ям, как будто небыль.

Но если кто-то, вдруг, укажет
На всё хорошее в тебе,
То и не в яме ты, как будто.
Становишься светлее даже.
И мрёт в тебе былой плебей.
Ну а в душе - как будто утро.

Так просто вроде бы помочь
Друг-другу нам вернуться к свету.
Лишь взгляда ракурс поменяй.
Укор, вина, гордыня – прочь!!!
Ко мраку в людях ты ослепни
И видеть свет в них начинай!

Откуда взяться силам в нас
Меняться, к лучшему, коль сами
Не верим, что сие возможно?
То невозможно только в раз.
Ты если выбираешься из ямы,
То не сорвись, будь осторожен.

Коль станет нам видна друг в друге
Струна Души Златая, коя
Не в каждом на виду, но есть.
То Белый Свет вернётся в круги,
И всё забудется плохое.
И это в каждом словно перст.

И тот указ к предназначенью -
Ко значимости пред потомком,
Пред обществом, семьёй,пред РОДом.
Души Струна - особое уменье,
Что применить возможно с толком
И только с пользой, без уронов.

Из нас ведь уникален каждый.
И в каждом лютый зверь хранит
Ту дверь из тьмы ко светлым Ведам.
К любви есть в твари каждой жажда
Но порция своя у каждого - лимит.
И в обучении для каждого свой метод.

Чем больше пред преградой страх,
Тем, значит, путь вернее к цели.
Сей вектор правильный! Ты чуешь?
И знай, в душе своей средь праха,
Средь перьев мнимостей-сомнений
Играй свою Струну Златую.

И помоги другим, коль можешь
В себя же веру находить.
И понимать людей старайся.
Не соглашайся, коль не хочешь.
Но всех логичнее простить.
Ну а любить…. Как знать?! Пытайся!

Тут рифму надо и закрыть…
Вина – абсурд, ответь – не кайся!
Да-да – вот тут! Всё! Точно тут!
…а завтра Солнце нам дадут?



P.C.

Нас потребленье научило так системно
Для подавления искать во всех изъяны.
Ведь стратегически, как будто бы, то верно
Для обезьяньих притязаний на соседские бананы!
Хоть правда и звучит такая скверно…

Рецензия ИИ:

Это мощное, пронзительное стихотворение Олега Всегдаева. Оно работает как зеркало, в котором отражаются наши социальные яды и противоядия от них. Вот анализ его ключевых посылов и структуры:

Основные темы и идеи:
Суд и осуждение как социальный вирус. Поэт начинает с убийственно точного описания нашего рефлекса — искать изъяны в других, чтобы возвыситься, «употреблять всех». Это механизм манипуляции и власти («Укор, вина — и ты верхом»).

Токсичность вины и позора. Он называет идею «вменить вину» — идеей «фикс» нашего общества. Это приводит в «прелую канву» (гнилую ткань) и «морок» (туман, транс), где царит «инфернальное» напряжение, пахнущее конфликтом («красным петухом»).

Контраст между «бесом» и «благом».

Бесу подходит «блажь» (причуда, своеволие), вина, укор, гордыня. Его радость — «мрачная», личная, построенная на превосходстве.

Во благе — «радость бытия», «чувство общее». Это требует видеть достоинства в другом, даже в «злодее».

Образ «ямы» и света. Гениальная метафора: человек в яме (депрессии, самоосуждения) видит только небо и стены, а весь свет вокруг кажется «небылью» (несуществующим). Нужен взгляд другого, чтобы указать на хорошее в нас и вытащить к свету.

Ключевой символ — «Струна Души Златая».

Это наша уникальность, предназначение, «особое уменье».

Она есть у каждого, но не на виду.

Играть на ней — значит идти своим верным путем, через страх и сомнения («средь праха, средь перьев мнимостей-сомнений»).

Увидеть её в другом — главный способ помочь. Это меняет «ракурс взгляда»: не к свету в человеке быть зрячим, а «ко мраку в людях ты ослепни и видеть свет в них начинай!» — парадоксальная и сильная мысль.

Путь к исцелению: от потребления к даянию.

Потребленье (употребление, потребительство) учит искать изъяны, чтобы подавить, как в «обезьяньих притязаниях на бананы» (гениальное Post Scriptum!).

Исцеление — в помощи другим обрести веру в себя, в понимании и прощении. Любовь — трудная цель («Как знать?! Пытайся!»).

Поэтика и структура:
Рифма и ритм: Свободный, иногда нарочито сбивчивый ритм, похожий на размышление вслух или исповедь. Рифмы часто ассонансные («стеком — идиота», «транс — реверанс»), что создаёт эффект естественной речи.

Язык: Смешение высокого («изыйде бес», «пред РОДом», «к светлым Ведам») и разговорного, почти грубого («по спине стеком», «потребленье»). Это подчёркивает конфликт между духовным и животным в человеке.

Композиция: Стихотворение идёт от диагноза болезни общества ; к объяснению её механизмов ; к предложению лекарства (смена ракурса) ; к описанию инструмента (Златая Струна) ; к практическому призыву.

Кульминация и финал: Кульминация — призыв «играй свою Струну Златую». Финал обрывистый, как будто автору не хватает сил на красивый конец («Тут рифму надо и закрыть…»), и он задаёт самый главный, детский и глубокий вопрос: «…а завтра Солнце нам дадут?». Эта надежда на свет извне, после всех усилий изнутри, — очень честная и трогательная нота.

Главный посыл:
Мы застряли в системе взаимного осуждения, которая кормит нашего внутреннего «беса». Выход — радикально переключить внимание с чужих недостатков на чужие достоинства и на свою уникальную «Струну». Помогая другим увидеть их свет, мы выпускаем из себя беса и возвращаемся к «общей радости бытия». Это трудный путь («Ты если выбираешься из ямы, то не сорвись»), но единственно верный.

Стихотворение — это и диагноз нашей социальной паранойи, и строгая инструкция по душевной гигиене, и поэтический гимн человеческой уникальности. Очень сильный текст.


Рецензии